Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Труды по ЭКОНОМИКЕ 1 / Бродель Фернан / Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II. Ч.I. Роль среды. 2002.doc
Скачиваний:
66
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
3.16 Mб
Скачать

Детерминизм и экономическая жизнь

Слишком очевидно, что эти расчеты, приведенные в первом издании настоящей работы, не охватывают весь круг поставленных проблем. В дальнейшем я подробно разобрал содержание ливорнских portate, но это не внесло ничего нового в дискуссию182. Сомневаюсь, чтобы изучение портовых регистров, которые, как нам известно, сохранились в Барсело­не, в труднодоступных архивах; в Рагузе—Дубровнике, где данные не упорядочены и легкодоступны только с 1563 года183; в Генуе, где истори­ков обескураживает их масса184, — сомневаюсь, чтобы подобное система­тическое исследование имело шансы далеко зайти. Напротив, создается впечатление, что хорошо ли худо ли, скорее хорошо, что сезонный де­терминизм, явственно проступающий в деревенской жизни, постоянно преодолевается волевыми усилиями людей, особенно в городах. Барки справляются с зимними трудностями, делая небольшие переходы, а большие парусники в дальних плаваниях — выбрасывая в случае опасно­сти за борт кипы шерсти или бочки с зерном; иногда они скользят по вол­нам, по крайней мере какое-то время, «a sembianza di veloci delfini» 185. Мы видели, что люди справляются с трудностями и в горах, в том числе в Альпах, регулярно переходя их, несмотря ни на что.

Дукаты 6000-

4000-2000-

Март Апрель Май Июнь Июль Август Сент. Οκτ. Нояб. Дек.« Янв. Февр.

1561 ; 1562

26. Ход дел на Немецком подворье в Венеции за год

Составлено по данным о выплате пошлин Синьории. В этом документе, как и во множестве других, которые можно было бы привести дополнительно, ничто не указывает па сезонную разницу и на снижение оборота зимой. Следу­ет обратить внимание па то, что год начинался в Венеции с 1 марта.

Неопровержимых доказательств сворачивания всякого рода дея­тельности зимой более чем достаточно. Самым неожиданным из них яв­ляется, возможно, поведение неаполитанских банков, которые инвестируют зимой деньги своих вкладчиков в «ренту», в то время как летом они

Наподобие проворных дельфинов.

Изменился ли климат по сравнению с XVI веком? 365

используют их для закупок основных сельскохозяйственных продуктов королевства и связанных с этим спекуляций186. Но зима — это и время оживления надомных работ и деятельности ремесленников. 8 декабря 1583 года Балтазар Суарес, испанский купец, живущий во Флоренции и породнившийся путем женитьбы с великим герцогом, жалуется сво­ему корреспонденту в Медина дель Кампо, Симону Руису, что ему не хватает шерсти (он только что получил небольшую партию и продал ее по высокой цене). «Мне больно смотреть, — пишет он, — сколько воз­можностей улетучивается, потому что в это время года работают боль­ше, чем когда бы то ни было, а мы вынуждены простаивать из-за недос­татка шерсти»187. Городские власти, если они достаточно благоразумны, также проявляют заботу о расширении производства зимой. Эта мысль выражена в словах проведитора флорентийского Arte délia Lana , ска­занных в октябре 1604 года: следует любой ценой помогать ремеслен­никам, «поскольку наступают холода и длинные ночи, когда они нуж-

1 00

даются в одежде и в освещении, а также в пище...» ° .

Таким образом, существует множество исключений: жизнь общества подчиняется велениям среды, но одновременно обходит их, освобождается, чтобы попасть в другие сети, более или менее заметные для нас, историков.

3. изменился ли климат по сравнению с XVI веком?

Отважимся ли мы поставить последний вопрос, опираясь на пухлое досье, набитое документами зачастую сомнительного происхождения и прислушиваясь к доводам журналистики весьма рискованного толка?

Однако все изменяется, в том числе и климат. Никто сегодня уже не признает неизменными основы физической географии. Нужно ли при­нимать во внимание малейшие колебания — все-таки колебания — дол­готы? Герхард Золле189 утверждает, что массив восточных Альп смеща­ется в сторону Баварии со смехотворной скоростью (1 см в год), доста­точной, однако, чтобы вызвать в болевых точках обвалы и сползание почвы, ведущие иногда к подлинным катастрофам, занесенным в ис­торию Альп. На протяжении длительного времени внимание геогра­фов на Средиземноморье было приковано к возможным изменениям береговой линии в течение длительных отрезков ее истории. Бес-

Цеха шерстяников.

366Физико-географическое единство: климат и история

спорно, некоторые из исследователей, опираясь на конкретные при­меры, в частности пример острова Делос, пришли к выводу о полной неподвижности этой линии190. Но, с другой стороны, существуют рабо­ты Д. Фишера, Р. Т. Гюнтера, Альфреда Филиппсона. Проблема за­ключается в том, чтобы установить, идет ли речь об исключительно ме­стных изменениях. Согласно исследованиям Агостино Арриго191 и Ди­ны Алъбани192, периоды образования пустот чередовались с периодами заполнения морских пляжей. Таким образом, в Таормине, на вос­точном побережье Сицилии, с 15-летним интервалом сменяли друг друга труднообъяснимые фазы эрозии и седиментации. С середины XIX века наблюдается общее наступление моря (одновременно с обрат­ным движением в нескольких точках континента и общим ускорением, начиная с 1900 года) как вдоль североафрикан£кого побережья, так и вокруг полуострова Монтегаргано и по линии дельты Нила. Но ничто не говорит о том, что в один прекрасный день направление движения не изменится. Все это при желании можно истолковывать как цикличе­ские изменения, подобные тем, которые Ле Дануа пытается вычленить в жизни Атлантического океана193.

Быть может, дело обстоит таким же образом и с климатическими явлениями: «Все меняется, и климат тоже»194. Но эти изменения часто происходят по вине человека. В одном случае это связано с повсемест­ным истреблением лесов, в другом — с прекращением орошения или исчезновением отдельных сельскохозяйственных культур, что часто ведет к катастрофическим последствиям в засушливых зонах195. Тео­бальд Фишер считает бесспорным, что климат Сицилии стал суше по­сле мусульманского завоевания. Но кто несет за это ответственность — человек или стихийные явления? В самом деле, Гетц в своем ценном труде Gé-ographie historique 196 говорит о предшествовавшем мусуль­манскому нашествию высыхании почвенных источников: на юге завое­ватели справились с недостатком воды благодаря своей продуманной системе орошения.

Как бы то ни было, в обширной современной литературе говорится о недавних или происходящих на наших глазах изменениях климата. В Арктике ледник отступает начиная с 1892—1900 годов197, в то время как пустыня надвигается на юге и на севере Африки198.

Историческая география.

Изменился ли климат по сравнению с XVI веком? 367

Но еще недавно многие книги и исследования убеждали нас, на­против, в неизменности климата. Вслед за Парнем199 нам повторяют, что река Джерид на юге Туниса не изменилась в своих очертаниях, по­скольку Нефта и Тозер , расположенные на его берегах, соответствуют древним римским городам Тузуру и Непта. Утверждают также200, что разливы Нила в древности сопоставимы с сегодняшними разливами. Говорят еще, что представляющие флору минойского Крита (судя по критскому искусству) лилия, гиацинт, крокус или горицвет принадле­жат и к современной весенней флоре Средиземноморья201 или что вос­становление пиниевых рощ вокруг Вальядолида в XVI веке является почти исключительно следствием человеческого вмешательства202.

Эти утверждения, как и другие, в конечном счете ничего не доказывают. Они не затрагивают существа проблемы. Если мы обнаружим, что в тот или иной момент в прошлом климат какой-то местности, по всей видимости, точно соответствовал сегодняшнему, это еще не составляет доказательства и нисколько не отрицает возможности периодических климатических измене­ний. Подлинная проблема заключается в том, чтобы определить, существует или нет эта периодичность, и похоже, что ученый мир все больше склоняет­ся к этой гипотезе. «Периодичность с продолжительностью в 30 лет пред­ставляется довольно-таки правдоподобной» — к такому выводу приходит один из признанных экспертов по этим вопросам203. Но мы добавим: если не считать других циклов и промежуточных подциклов...

Таким образом, климат и подвержен, и не подвержен изменениям; наблюдаются его отклонения относительно средних показателей, ко­торые в конечном счете тоже могут изменяться, но графики их эво­люции весьма пологие. Это представляется нам чрезвычайно важным. Не следует ли нам, историкам, в один прекрасный день дополнить фа­зы А и Б Франсуа Симиана204 фазами большей сухости и большей влаж­ности, более теплыми и более холодными фазами? Вспомним, что го­ворит нам по поводу 1450 года Ле Дануа или что пишет Гастон Рупнель, спорящий с «историком, <который> отрицает историческое существо­вание сильных климатических возмущений, преобразивших всю евро­пейскую жизнь в XIII—XV веках»205.

Вот в чем сущность дискуссии. Что касается Средиземноморья, то мы ограничимся несколькими общими замечаниями и одной-двумя гипотезами.

Таузар.

368Физико-географическое единство: климат и история

Климатические колебания представляются правдоподобными. Ос­тается, по-видимому, определить их продолжительность и направле­ние. В Альпах, во всяком случае, их следы явственно заметны. Согласно У. Монтерину206, начиная с 1300 года в горах имело место потепление и снижение уровня влажности и, напротив, похолодание и повышение влажности, а соответственно и разрастание ледников после 1600 года. После 1900 года наблюдается новая фаза: Альпы высыхают, а ледники в целом отступают. В верхнем Тауэрне, благодаря их таянию, обнару­жились высокогорные золотые рудники, эксплуатировавшиеся в рим­ское время, а также в Средние века207.

Все это не имеет ничего общего с тридцатилетними периодами, введенными в оборот Эммануэлем де Мартонном. Но является ли эта климатическая история Альп научно обоснованной? Дать ответ мы не в состоянии. Гляциологи, как правило, не видят простого решения этой проблемы (включая старинный труд Вальхера, Nachrichten von den Eis­bergen in Tyrol, Wien, 1773 ). Будет ли, кроме того, признано, что аль­пийский климат помимо собственных изменений отразил изменения во всем Средиземноморье и что первые были связаны со вторыми? Сего­дняшние наблюдения склоняют, по всей видимости, к такому выводу, поскольку ледники сейчас отступают и на Кавказе, и в Альпах208, в то время как в Сахаре, на юге Северной Африки, все тает от жары...

Выводы, которые из этой схемы может сделать для себя историк, легко предугадать. Любопытно, по меньшей мере, отметить, что немец­кие переселенцы во время предполагаемого потепления в Альпах в начале XIV века обосновались на крутых склонах с южной стороны Монте Розы209. Не менее любопытно отметить, что в похожих условиях около 1900 года и особенно за последние 20 лет наблюдалась эмигра­ция из итальянских горных селений к вершинам Альп из северных Апеннин, например, в апуанские Альпы и Валь Веноста, где появились новые постоянные поселки на высоте от полутора до 2000 метров, в зо­не, именуемой Stavoli (abitazioni di mezza stagione)**210. Далее, если пред­положить, что мы стоим на твердой почве и что около 1600 года дейст­вительно происходило похолодание и увеличение количества осадков, этим можно объяснить морозы, погубившие оливковые деревья211, и уча­стившиеся наводнения, оставившие, в частности, Тоскану без урожая

Сообщения о ледяных горах в Тироле, Вена, 1773 год. Ставоли (межсезонные жилища).

Изменился ли климат по сравнению с XVI веком? 369

в 1585 и 1590 годах, не считая расширения площади заболоченных зе­мель, а следовательно, и распространения малярии, то есть в целом ухудшение условий жизни. Драматические события голодных лет кон­ца столетия имеют, быть может, свои корни в нарушении, даже едва за­метном, атмосферных условий. Это утверждение бросает вызов нашему благоразумию, но его следовало привести. Мы не испытываем недос­татка в экономических или демографических объяснениях этой драмы, разыгравшейся на исходе века. Но у нас нет уверенности в том, что кли­мат не играл при этом своей роли и, вообще, что он не действует как один из переменных факторов истории. Установить это трудно, в чем мы можем убедиться с помощью некоторых фактов212.

На протяжении XVI века в бассейне Роны отмечались многочис­ленные наводнения: в июле 1501 года разлив Роны в окрестностях Лио­на; в 1522 году разлив реки Ардеш; в феврале 1524 года рек Драк и Изер; в августе 1525 года реки Изер; в октябре 1544 года реки Жье близ города Вьенн; в ноябре 1544 года Роны и Дюранс; в ноябре 1548 снова разлив Роны и Дюранс; 9 сентября 1557 года Роны близ Авиньона; 25 августа 1556 года Дюранс и Рона затопили окрестности Авиньона; 2 декабря 1570 года наблюдался чуть ли не самый устрашающий разлив Роны этого времени, особенно в Лионе; в 1571 году разлив Роны; то же самое в октябре 1573 года (наводнение в Бокере); в сентябре 1579 года разлив Изера (в Гренобле); 26 августа 1580 года наводнение Роны в Авиньоне; в 1578 году разлив Роны в Арле, с октября по февраль часть Нижнего Лангедока была затоплена водой; в 1579 году наводне­ние в Арле; в 1580 году снова наводнение в Арле (говорили, что здеш­ние жители не помнили такого сильного разлива Роны); 5 января 1581 го­да наводнение в Авиньоне, вызванное Роной и Дюранс, усилившееся б февраля; в 1583 году Рона затопляет местность Камаргу; 18 сентября 1586 года разлив Роны в Авиньоне; 6 ноября 1588 года разлив реки Жие; в 1590 году новое разрушительное наводнение в Авиньоне... Этот перечень оставляет впечатление ухудшения на исходе столетия. Но разливы Роны, с нашей точки зрения, слабо отражают перемены в средиземноморском климате. Похоже, однако, что количество осад­ков в последнее десятилетие века выросло, насколько можно судить по свидетельствам современников. В своей «Секванской республике», из­данной в 1592 году, Луи Голлю сообщает о вырубке леса для кузниц и

От секванов, галльского племени, жившего на правом берегу Роны.

370Физико-географическое единство: климат и история

о сеньорах, алчущих приобрести новых подданных... и новые чинши. Он добавляет: «...за последние 26 лет дожди стали более частыми, бо­лее продолжительными и более обильными...»213 Это справедливо для окрестностей Доля. Перенесемся в Экс, в 1599—1600 годы. Дю Этц пи­шет в своей рукописной истории214: «Снег и холод дают о себе знать до конца июня, после этого осадков не бывает до декабря. После этого до­жди возобновляются с такой силой, что земля скрывается под водой». А вот свидетельство из Калабрии, из narrazione , приписываемого Кам-панелле: «ed entrando Гаппо 1599, venne nova, ehe in Roma prodigiosa-mente aveva inondato il Tevere, e non si potettero celebrar le feste di Natale, e in Lombardia il Po: e in Stilo non si poteron celebrar, la Simana Santa, gli ufficii divini per le moite gran pioggie ehe allagavano tutte le chiese...» 215 Когда в горы приезжает некий горожанин из Феррары, очевидец раз­лива Тибра216, этого достаточно, чтобы породить слухи о чудесных зна­мениях, предвещающих конец света... К тому же век находится на ис­ходе, и эта mutazione del secolo кружит самые трезвые головы. В по­следующий год, в июне 1601-го, потоки воды обрушились на Балканы, уничтожая урожай, вызывая разрушительные разливы рек, «подобные, согласно одному свидетельству, разливам По и других больших рек в Ломбардии»217; эти дожди, согласно другому свидетельству, грозили «заразить воздух».

Какие выводы можно сделать на основании этих фактов? Что на исходе столетий средиземноморский климат ухудшился? Дистанция от приведен­ных нами доказательств до этого всеобъемлющего вывода слишком далека. Нам следует воздержаться от него. Все материалы нужно рассмотреть более пристально и добавить к ним точные факты, к которым может привести по­иск во всех направлениях. Проблема сохраняется, она должны была быть поставлена, хотя мы и не в состоянии решить ее при нынешнем уровне на­ших знаний. Впрочем, решить ее могут не только историки. Если затрачен­ные в данном случае усилия продемонстрировали, что они могут и должны сказать по этому поводу свое слово, наш труд был не напрасен.

Повествования.

С наступлением 1599 года распространилось известие, что в Риме необык­новенно высоко поднялись воды Тибра, так что невозможно было праздно­вать Рождество, и точно так же в Ломбардии разлился По: в Стило (местечко в Калабрии) на Святой Неделе невозможно было справлять боже­ственную службу из-за проливных дождей, которые залили все церкви. Смена столетий.

Изменился ли климат по сравнению с XVI веком? 371