Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
14.06.2018
Размер:
5.34 Mб
Скачать

9. Нормы международного гуманитарного права и российское законодательство

Россия является участницей конвенций, устанавливающих правила ведения войны. Эти правила трансформировались в законодательных актах и армейских приказах. Например, приказом по военному ве­домству № 697 от 31 октября 1914 г., подписанным военным министром и утвержденным императором, вводилось «положение о военноплен­ных» с учетом действовавших в то время международных соглашений.

4 июня 1918 г. был опубликован Декрет о признании всех между­народных конвенций о Красном Кресте. Совет народных комиссаров РСФСР доводил до сведения Международного комитета Красного Креста в Женеве и правительств всех государств, признавших Же­невскую конвенцию, что эта Конвенция как в первоначальной, так и во всех ее позднейших редакциях, а также все другие между­народные конвенции и соглашения, признанные Россией до октября 1915 года, признаются и будут соблюдаемы Российским советским правительством.

Вторая мировая война стала серьезным испытанием для системы принципов и норм МГП. Советский Союз, в отличие от Германии и большинства других стран, отказался подписать Женевскую конвен­цию об обращении с военнопленными 1929 года. Впоследствии это было использовано противником в качестве формального предлога для отказа в применении ее положений в отношении советских воен­нопленных.

В послевоенный период четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года были подписаны с оговорками Советским Союзом и в 1954 году ратифицированы. Две из них были трансфор­мированы в инструкции по применению в Вооруженных Силах Сою­за ССР Женевских конвенций от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых, больных в действующих армиях и лиц, потерпевших кораблекрушение на море. Дополнительные протоколы IиIIк этим Конвенциям были подписаны СССР 12 декабря 1977 г. и ратифици­рованы 4 августа 1989 г.

В качестве первого шага по выполнению международных обяза­тельств, вытекающих из участия Советского Союза в Дополнитель­ных протоколах IиIIк Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны, стало издание Уставов Вооруженных Сил, а также при­каза МО 1990 года № 75, объявляющего названные документы и со­держащего требования по их исполнению в войсках и силах флота.

В названном приказе министра обороны командирам (начальни­кам) всех степеней предписывается распространять знания о МГП, изучать его в системе боевой подготовки, обеспечивать подчиненных текстами международно-правовых документов, законодательных актов, определяющих поведение личного состава армии и флота в период вооруженного конфликта. Дано указание учитывать нормы МГП при проведении занятий, учений в войсках и силах флота, а также при разработке проектов законодательных актов, общевоин­ских уставов, решений правительства, приказов и директив. При решении вопросов, касающихся применения норм МГП, командиры (начальники) опираются на юридических советников (ст. 82 Допол­нительного протокола I), функции которых приказом министра обороны РФ 1990 года № 75 возложены на офицеров юридической службы. Положения, касающиеся соблюдения военнослужащими норм международного гуманитарного права, юридически закреплены в Федеральном законе «Об обороне» 1996 года, Федеральном законе «О статусе военнослужащих» 1998 года, а также в Основных положе­ниях военной доктрины России 1993 года. В Уголовном кодексе РФ с учетом требований МГП в качестве преступлений признаются: при­менение запрещенных методов и средств ведения войны; экоцид; наемничество; нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой.

В рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) 24 сентяб­ря 1993 г. подписано Соглашение о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов. В нем его участники выразили свою

обеспокоенность тревожной ситуацией, сложившейся на значитель­ной части бывшего Союза ССР в связи с вооруженными конфлик­тами по национальным, религиозным и политическим мотивам. Осуждая грубые нарушения норм МГП (применение запрещенных средств и методов ведения войны, нападение на гражданское насе­ление и гражданские объекты, взятие заложников, пытки и иные виды посягательства на человеческое достоинство), стороны соглашения обязались сотрудничать на дву- и многосторонней основе в принятии необходимых мер, направленных на предотвращение нарушений прав человека в регионах вооруженных конфликтов, включая меры судебного преследования и наказания лиц, организовавших, совер­шивших или приказавших совершить действия, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечества по международному и/или внутригосударственному праву.