Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
14.06.2018
Размер:
5.34 Mб
Скачать

4. Двусторонние соглашения

Огромный пласт МЯП – двусторонние межгосударственные до­говоры и соглашения в области мирного использования ядерной энергии. Их несколько десятков у США и у России.

Возможности рынка ядерных технологий громадные. Прогнози­руется рост мощностей ЯЭС прежде всего в странах Азии, Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Южная Корея, Индия, Япония). Эти страны в ближайшие 25 лет намерены построить 50 энергетических реакторов, каждый стоимостью порядка 1 млрд. долл. ЯЭС собира­ются строить Чехия, Словакия, Румыния. Ориентирован весь этот огромный ядерный рынок на современные и надежные реакторы России.

5. Сотрудничество государств по некоторым направлениям ядерной энергетики

Радиологическая защита. В области радиологической защиты у международного сообщества уже имеется ряд документов, нормы которых в какой-то степени обеспечивают защиту человека от радио­активного излучения.

И все же МАГАТЭ продолжает изучать опыт безопасной эксплуа­тации ЯЭС и оказывать консультативную помощь государствам и их органам, связанным с обеспечением радиационной защиты и ядерной безопасности.

Другим важным направлением деятельности МАГАТЭ в этой об­ласти является разработка принципов радиационной защиты и норм по их практическому применению. При этом учитываются рекомен­дации Международной комиссии по радиологической защите.

По мере развития ядерной энергетики и увеличения числа ЯЭС все острее будет стоять перед миром проблема радиологической за­щиты и ее решение потребует усилий и специалистов-ядерщиков, и юристов.

Снятие с эксплуатации энергоблоков. Эта проблема находится только в зачаточном состоянии. Большинство ЯЭС рассчитано на 30-50 лет эксплуатации, их ресурс пока не исчерпан, но в перспек­тиве создание могильников над каждым таким энергоблоком – одна из сложных технических и юридических проблем.

Удаление радиоактивных отходов. Уже сейчас переработка от­работанного ядерного топлива стала одной из острых проблем: топ­лива гораздо больше, чем заводов по его остекленению. Существует ряд проектов по решению этой проблемы, в том числе их захороне­ние на атолле Уэйк в центральной части Тихого океана, расшире­ние завода в Красноярске и придание ему международного статуса. Однако проблема не решена, никаких международных многосто­ронних соглашений по этой проблеме пока нет. Имеется много дву­сторонних соглашений, по которым отработанное ядерное топливо забирает обратно страна-поставщик, потому что наработанный плу­тоний может быть применен в военных целях.

Международная торговля ядерными материалами. Единых меж­дународных правил по этому вопросу не существует. Каждое из го­сударств, торгующих ядерными материалами, разрабатывает такой международный договор купли-продажи на свой страх и риск.

Ответственность, страхование и правила эксплуатации. Вопро­сы ответственности регулируются только Конвенцией о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963 года, о которой речь шла выше. Других международных многосторонних соглашений по этой проблематике не существет. Каждая из стран сама создает свою внут­реннюю систему ответственности за ущерб, который не имеет транс­граничных последствий.

Эти правила регулируются внутренними законами об атомной энергии. Все они были приняты в крупнейших странах мира в сере­дине XXвека, а в России – в 1995 году.

Радионуклиды. Это самая эфемерная и сложная с точки зрения урегулирования часть МЯП. Это как раз те либо пылинки, либо невидимые глазу частицы, которые поднимаются над аварийной зоной и затем пятнами (иногда огромными) покрывают значитель­ные территории. Они проникают глубоко в землю, попадают в вод­ную, воздушную и подземную субстанции. Опасность их в том, что они легко перемещаются на большие расстояния. Поглощаемые чело­веком, животными, растениями, они наносят огромный вред всему живому.

Задача состоит в том, чтобы поставить их на службу человеку, что и сделано с некоторыми из них в медицине (лечение канцерогенных заболеваний), в сельском хозяйстве (облучение некоторых культур для их бурного роста) и т.д.

Единой международной многосторонней конвенции по поводу радионуклидов пока нет, хотя «укрощение» их явочным порядком в науке и практике происходит.

Нельзя сказать, что никакой борьбы с радионуклидами на наци­ональном уровне нигде не ведется. В России, в частности, самый распространенный метод – срытие поверхностного зараженного слоя почвы и перевозка его на мощных самосвалах в места захоронения. Таких могильников после Чернобыля много на Украине, в Беларуси, в ряде областей Российской Федерации, в Польше, Шве­ции и Финляндии. Есть они и в Подмосковье, в частности один из самых больших – в Сергиево-Посадском районе. Но гарантии того, что долго живущие изотопы будут пребывать там мирно в течение нескольких тысяч лет и за этот период не случится никаких текто­нических сдвигов, разломов земной коры, нет никакой.

Требуются более совершенные методы борьбы с этим злом, что может быть решено на международном уровне путем совместных усилий многих государств и заключения международных конвенций с соответствующими затратами больших средств.