Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kolosov_Yu_M__Krivchikova_E_S_Mezhdunarodnoe_publichnoe_pravo.doc
Скачиваний:
82
Добавлен:
14.06.2018
Размер:
5.34 Mб
Скачать

9. Открытое море

Как следует из Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, открытое море включает все части моря, которые не входят ни в ис­ключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага. Открытое море находится в общем и равном пользовании всех государств.

Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю. Это является принципом свободы откры­того моря. Данный принцип носит общий характер. В соответствии с Конвенцией ООН 1982 года этот принцип включает, в частности, следующие элементы: свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные острова и другие установки, свободу рыболовства, свободу научных исследований. Необходимо иметь в виду, что при­веденный перечень не является исчерпывающим.

Указанные свободы не являются абсолютными. Государства, осу­ществляя их, должны учитывать интересы других государств.

Кроме принципа свободы открытого моря Конвенция ООН 1982 года закрепила также такие принципы, как принцип резервиро­вания открытого моря для мирных целей и принцип запрета подчи­нения любым государством какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Открытое море с давних времен служит для судоходства. Право­вой режим судоходства в открытом море определяется действием принципа свободы судоходства. Этот принцип подразумевает, что каждое государство, независимо от того, является ли оно прибреж­ным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море.

Из принципа свободы открытого моря и принципа неподчинения какой-либо части открытого моря национальному суверенитету сле­дует, что ни одно государство не может вмешиваться в дела других государств в открытом море. Применительно к судоходству это озна­чает, что какие-либо акты вмешательства в дела иностранных судов в открытом море недопустимы. Все суда в открытом море подчиняют­ся исключительной юрисдикции государства флага.

Принцип исключительной юрисдикции означает, что государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Это предполагает, в частности, что госу­дарство ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения без­опасности в море. Государство само определяет условия предоставле­ния судам права плавать под его флагом и порядок их регистрации. Так, в России порядок предоставления судам права на флаг и их регист­рацию установлен Кодексом торгового мореплавания РФ 1999 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривает изъятия из исключительной юрисдикции государства флага. Другие государства могут осуществлять акты вмешательства в отношении иностранных судов в открытом море только в строго определенных международным правом случаях. Военные корабли либо специально уполномоченные государственные суда имеют право на осмотр судна, если есть подозрения, что это судно занимается пиратством, рабо­торговлей либо несанкционированным вещанием. Военный корабль может также подвергнуть осмотру судно, если оно не имеет нацио­нальности, либо на нем поднят иностранный флаг, либо судно от­казывается поднять флаг, однако в действительности имеет ту же национальность, что и данный военный корабль. Если подозрения окажутся необоснованными, то судну должны быть возмещены лю­бые причиненные убытки или ущерб.

Следует отметить, что осмотр военным кораблем судна, на кото­ром поднят иностранный флаг, либо судна, которое отказывается под­нять флаг, однако они имеют ту же национальность, что и военный корабль, не является исключением из юрисдикции государства флага. В данном случае государство флага, от имени которого действует воен­ный корабль, осуществляет, в сущности, юрисдикцию в отношении своего судна.

Необходимо отметить, что военные корабли и государственные суда пользуются безусловным иммунитетом от актов вмешательства иностранных государств.

Международное право предусматривает необходимость сотрудни­чества государств в борьбе с перевозкой рабов, пиратством, несанк­ционированным вещанием из открытого моря, незаконной торговлей наркотиками или психотропными веществами.

Под пиратством понимаются любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями эки­пажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата и направленный в открытом море против другого судна или летательного аппарата или против лиц или имущества, находящихся на их борту. Любое государ­ство может захватить в открытом море пиратское судно или пират­ский летательный аппарат и подвергнуть судебному преследованию. Так, в частности, Уголовный кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 г. предусматривает наказание за пиратство.

Изъятием из исключительной юрисдикции государства флага являются положения Конвенции ООН 1982 года относительно сотруд­ничества государств в пресечении несанкционированного вещания. Кроме государства флага право на задержание и арест лица или суд­на, занимающегося несанкционированным вещанием, предоставлено государству, гражданином которого является виновное лицо, госу­дарству регистрации передающей установки, государству, на терри­тории которого могут приниматься передачи, и государству, санкцио­нированной радиопередаче которого чинятся помехи.

Существенным изъятием из исключительной юрисдикции госу­дарства флага является право преследования по горячим следам. Под правом преследования понимается право прибрежного государства осуществлять в открытом море преследование иностранных торго­вых судов за нарушение его законов и правил. Преследование должно быть начато непосредственно после совершения нарушения законов и правил прибрежного государства в пределах его территории. Пре­следование может быть осуществлено и в отношении судов, находя­щихся в прилежащей зоне и совершивших нарушение законов и пра­вил, для защиты которых была установлена эта зона.

Преследование может быть предпринято только в том случае, если иностранное судно или одна из его шлюпок во время начала пресле­дования находятся во внутренних водах, территориальном море, архипелажных водах либо в прилежащей зоне прибрежного государства. Такое преследование может продолжаться за пределами территори­ального моря или прилежащей зоны, при условии что оно будет непре­рывным. Преследование прекращается, как только преследуемое суд­но войдет в территориальное море своего или третьего государства.

Право преследования может осуществляться только военными ко­раблями или военными летательными аппаратами, а также другими судами или летательными аппаратами, находящимися на правительст­венной службе и имеющими четкие внешние опознавательные знаки.

Преследование может быть начато только после подачи зритель­ного или звукового сигнала об остановке. При этом не обязательно, чтобы преследующее судно находилось в том же месте, что и пресле­дуемое судно.

Эти положения с соответствующей модификацией применяются и в случае нарушения законов и правил прибрежного государства, касающихся его прав в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа.

Хотя Конвенция ООН 1982 года закрепляет принцип свободы рыболовства в открытом море, тем не менее при осуществлении этой свободы государства должны соблюдать договорные обязательства, а также права и интересы прибрежных государств.

Запасы живых ресурсов Мирового океана не являются неисчер­паемыми. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед человече­ством, является сохранение живых ресурсов. Эта задача может быть решена только путем сотрудничества государств. Государства на ос­нове научных данных определяют размер допустимого улова и при­нимают меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов живых ресурсов открытого моря.

В указанных целях государства могут заключать договоры, созда­вать региональные и субрегиональные организации по рыболовству. В 1995 году было заключено Соглашение об осуществлении положе­ний Конвенции ООН 1982 года, касающихся сохранения трансгра­ничных запасов и запасов далекомигрирующих рыб и управления ими. В качестве региональных организаций действуют, например, Индо-Тихоокеанская комиссия по рыболовству, Генеральный совет по рыболовству в Средиземном море, Региональная консультативная комиссия по рыболовству в Юго-Западной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Индийском океане и др.