Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алла Черных Социология массовых коммуникаций.doc
Скачиваний:
30
Добавлен:
26.09.2019
Размер:
2.59 Mб
Скачать

Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования сми

1990 г. количество газет и журналов увеличилось с 4413 до 4808, а совокупный тираж с 29 с четвертью до 38 млн экземпляров1.

Роковую роль в жизни российской демократической прессы сыграли финансовые обстоятельства ее существования. Пресса могла оставаться таковой только при условии идеологической поддержки власти, на основе старого принципа do ut des2, обменивая свободу на финансовую поддержку со стороны власти. Первая негласная приватизация произошла еще при М. Горбачеве (в законе 1990 г. об урегулировании деятельности СМИ понятие собственника отсутствовало, только «учредители»). Альянс власти с «демократическими» СМИ (традиционные советские издания, поддерживавшие Б. Ельцина) укрепился в разгар экономического кризиса 1992 г. благодаря развитию системы субсидий и экономической помощи издателям (установление фиксированных цен на бумагу и начало приватизации распрост-ранительской сети в феврале 1992 г.). Однако демократическая пресса продолжала настаивать на своей «независимости» от власти — она утверждала, что свободна, живя на ее деньги. Ситуация определилась к концу 1990-х годов, когда большинство СМИ получили реальных собственников и, перестав быть зависимыми от власти, попали уже в прямую экономическую зависимость от финансово-промышленных групп.

Прошедшая в первой половине 1990-х годов приватизация действительно привела к передаче некоторых СМИ в частные руки. Но это состояние оказалось нестабильным по нескольким причинам. Прежде всего, сам процесс приватизации проходил со значительными нарушениями, с использованием незаконных приемов и методов. Полученную таким путем собственность нельзя было считать стабильной, во-первых, в силу ее юридической сомнительности; во-вторых, как показали последующие события, далеко не всегда собственник был в состоянии — по финансовым и личным обстоятельствам — эффективно управлять средствами массовой информации; в-третьих, несо-

1 Полезно сравнить эти цифры с ситуацией 1998 г. За истекшие годы сово купный тираж упал более чем в пять раз и составил 7,5 млн экземпляров.

2 Do ut des (лат.) — даю, чтобы ты дал, или, в обиходном варианте, «ты — мне, я — тебе».

166

3.6. Российские СМИ — «четвертаявласть»?

вершенство или даже отсутствие законодательной базы деятельности СМИ также было причиной их внутренней нестабильности.

Поворотным, сточки зрения функционирования системы федеральных средств массовой информации, стал 1997 г., когда на информационном рынке произошли события, имевшие далеко идущие последствия.

1. Реальное управление СМИ стало концентрироваться в руках собственников, взгляды которых начинают определять редакционную политику, а позиции главного редактора, редколлегии или трудового коллектива лишь принимались во внимание как совещательные мнения. Процесс перехвата механизмов реального управления деятельностью СМИ затронул практически все федеральные печатные и электронные медиа. Фактически за полгода исчезает возможность ставших уже привычными для органов государственной власти подходов к работе со СМИ, которые обеспечили победу Б. Ельцину на выборах в 1996 г. Серьезные и принципиальные вопросы стало необходимым согласовывать с реальными собственниками, что при отсутствии механизма такого взаимодействия сыграло роковую роль в формировании имиджа российской власти в 1998—1999 гг.

Летом и осенью 1997 г. возникает ранее неизвестный на российском пространстве феномен — «информационная война», «подарившая» собственникам не только реальные рычаги управления своими медиа, но и показавшая отсутствие политических и экономических (с точки зрения функционирования информационного рынка) препятствий для реализации медийными средствами задач, находящихся в сфере большой политики и большой экономики. Превращение СМИ в инструменты политических баталий значительно снизило их реальную значимость как средств массовой информации и коммуникации. Как и любая война, эта также не обошлась без жертв: так, весьма интересный и хорошо профинансированный медиапроект «Русский телеграф», начавшийся в том же году, не сумел, поглощенный схваткой, найти свою читательскую нишу на рынке и канул в Лету (и это почти закономерность для СМИ, рассматривающего в качестве своей главной задачи иные, не информационные, цели, т.е. вступившего в игру на чужом «поле»).

167