Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От издательства.doc1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

9.4. Международные хозяйственные объединения

Проблема правового статуса международных хозяйственных объединений обусловлена современным состоянием международно-пра­вового регулирования их деятельности. Помимо этого существует не­мало проблем с определением понятия международных хозяйственных объединений, которые могут именоваться транснациональными кор­порациями (ТНК), многонациональными компаниями (МНК) и т.д.

Транснациональная корпорация (ТНК)' означает группу взаимо­связанных компаний различной национальности, имеющих общую стратегию (политику, принципы, цели деятельности) и составляющих экономическую целостность.

Следствием юридической «множественности» является отсутствие ярко выраженной персонификации (т.е. выступления во вне в виде единого лица), что создает серьезные порблемы с определением ме­ждународной правосубъектности ТНК.

Регламентация деятельности ТНК наряду с национальным уров­нем предпринимается как на региональном, так и на универсальном уровне. В настоящее время различными организациями региональ­ного и универсального характера уже приняты или находятся на ста­дии разработки так называемые «кодексы поведения», регламен­тирующие те или иные аспекты деятельности ТНК: Руководящие принципы для многонациональных предприятий, введенные в силу ОЭСР в 1976 г.;

Руководящие принципы относительно защиты тай­ны и передачи за границу информации о личности, подготовленные ОЭСР в 1980 г.; Трехсторонняя декларация принципов относительно многонациональных предприятий и социальной политики, приня­тая МОТ в 1977 г.; Кодекс иностранных инвестиций стран Андского пакта, принятый в 1970 г.; Справедливые принципы и правила для контроля над запрещенной практикой ведения бизнеса, одоб­ренные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1980 г.; Кодекс поведения для ТНК, разрабатываемый ООН; Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций, принятый в 1994 г. в рамках Ор­ганизации азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Права и обязанности, вытекающие из таких актов, не но­сят императивного характера, а являются нормами международного «мягкого права».

Существуют также и конвенционные нормы, которые могут рассматриваться как содержащие права и обязанности для ТНК. К примеру, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. налагает на юриди­ческих лиц ограничения на присвоение части Района (п. 1, 3 ст. 137); закрепляет за юридическими лицами право осуществлять в пределах Района деятельность по эксплуатации имеющихся там природных ресурсов наравне с государствами и международными организация­ми (п. 2 «б» ст. 153); определяет компетенцию Камеры по спорам, касающимся морского дна, с участием юридических лиц (п. «с», «d», «е» ст. 187).

Онределенные права и обязанности у ТН К в отношении государств ио шикают и из инвестиционных соглашений с принимающими стра­нами,

которые выходят далеко за рамки простых хозяйственных до­кторов. Предметом и целью соглашений является не столько регу­лирование конкретной гражданской, коммерческой сделки, сколько обеспечение условий и правовых гарантий инвестору от «политических рисков». Заключая инвестиционные соглашения и вступая в инвести­ционные отношения с государствами, ТНК становятся носителями также и определенных международных прав и обязанностей.

Международно-правовой статус ТНК проявляется и в процессу­альном аспекте, при разрешении споров между государствами и ТНК. Органом, рассматривающим такие споры, является Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государ­ствами и лицами из других государств (МЦУИС), созданный под эги­дой МБРР в соответствии с заключенной в 1965 г. Вашингтонской конвенцией о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (вступила в силу в октябре 1966 г.), участниками которой являются более 100 государств, в том числе и Россия, подписавшая ее в 1992 г. Под юрисдикцию МЦУИС подпадает любой инвестиционный спор между государством-участни­ком и частным инвестором другого государства-участника. В контексте международной правосубъектности важное значение имеет процессу­альное равенство сторон, заложенное в основу процедуры МЦУИС, что является существенным фактором «объективною» рассмотрения любых нарушений обязательств по контракту между государствами и частными лицами.

Таким образом, международные хозяйственные объединения мо­гут рассматриваться как обладающие определенной международной правосубъектностью, но с оговоркой, что они являются нетипичны­ми специальными, неправообразующими субъектами международ­ного права с довольно ограниченным объемом правосубъектности. При этом данный вопрос остается одним из дискуссионных.