Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От издательства.doc1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

§ 2. История развития института кодификации международного права

2.1. Кодификация международного права в 1x-х1х вв.

С высказываниями некоторых авторов, освещавших вопросы ме­ждународного права на протяжении IV—XIII вв., можно ознакомиться в трудах Н.Э. Грабаря по теории и истории международного права, в частности в его «Очерке литературной истории международного права в Средние века» (на фр. яз. — 1936 г.).

В.Э. Грабарь приводит высказывания, к примеру, Августина Бла­женного (Лврелия), жившего на рубеже Античности и Средневеко­вья, христианского теолога, церковного деятеля, оказавшего влияние на средневековую теоретическую мысль:

  • «Одни и те же нормы права и справедливости должны приме­няться к поведению как отдельных лиц, так и государств. Государство, сообразующееся с этими правилами, может стать «государством Божь­им», государство же уклоняющееся от их применения — не что иное, как «большая шайка разбойников»;

  • «Международные обязательства, скрепленные религиозной клят­вой, должны быть свято соблюдаемы»;

  • «Есть войны справедливые и несправедливые. Справедливые, если имеют справедливую причину и ведутся они на законном осно­вании, т.е. по приказу власти. Несправедливые, если войны ведутся и I алчности, и отвечает за такую войну царь перед Богом, но не воин, повинующийся царю»;

  • «Рабство побежденного — естественное следствие одержанной над ним победы».

Монарх Грациан, приводя определение международного права, заимствованное у Исидора Севильского (570-636), христианского писателя, церковного деятеля, архиепископа Севильи:

  • высказывается за соблюдение договоров, подкрепленных клятвой;

  • допускает нарушение обязательства постыдного, незаконного, неосторожного и противоречащего божественным предписаниям;

  • разделяет войну на справедливую и несправедливую;

  • затрагивает вопросы выкупа пленных, военной добычи и сноше­ний между воюющими;

  • считает, что священник не должен брать в руки оружие, но он может призывать к оружию для защиты угнетенных и для наказания врагов Божьих.

Таким образом, в этих высказываниях выражается стремление к тому, что в государстве должен быть установлен правопорядок, за­креплен принцип pacta sunt servanda. Кроме того, в них выражается отношение к войне; рабство же считается естественным явлением.

Философ Фома Аквинский (1225—1274), систематизируя и углубляя высказывания своих предшественников, считал, что все государства составляют единую «Республику под Богом»; международное право положительно отчасти, является отчасти и естественным правом. Естественное право — выражение человеческого разума; рабство пленных по природе несправедливо, но установлено для блага людей, сохраняя жизнь для побежденного и стимулируя мужество у победителя.

Что касается ученых-юристов, а к ним относились глоссаторы (итальянские юристы XI—XIII вв.), комментаторы, легисты (разра­ботчики законопроектов), к примеру Аккурсий, Баргол, Балд и др., то они:

  • отрицали частные войны;

  • устанавливали ограничения международной правосубъектности отдельных феодалов;

  • признавали и закрепляли признание силы договоров, заключен­ных по принуждению;

  • заложили основания теории международного частного права.

Весьма показательным является испанский кодекс «Сиете Парти­дас» (XIII в.), который:

  • гарантировал неприкосновенность иностранного посла;

  • допускал отступление от международного договора, заключенного в ущерб интересам своей страны;

  • осуждал практику частных репрессалий;

  • запрещал продажу оружия «неверным», а во время войны и про­дуктов питания;

  • предусматривал в морской войне вооружение частных судов для борьбы с неприятельской торговлей (каперство);

  • различал две категории пленных: христиане - временно лишен­ные свободы, подлежащие выкупу, и «неверные» (варвары), которые, попадая в плен, могли быть умерщвлены либо обращены в рабство;

  • обещание, данное даже «неверному» (варвару), должно соблю­даться.

О кодификации международного права более позднего периода, характеризовавшейся как временная, то надо отметить высказыва­ния таких ученых, как A.M. Бульмеринг (1874), который применил к кодификации доводы немецкого юриста Ф.К. Савиньи (1779-1861), основанные на утверждении того, что для успеха кодификации необ­ходима полнота, наличие руководящих начал и ясная формулировка норм, чего нет в современном международном праве. Ученики Буль- меринга45, одним из которых являлся К. Бергбом (1876), высказывались не только против возможности кодификации международного права, но и против желательности ее, утверждая, что «общего международного права нет, а есть лишь специальное международное право каждого отдельного государства».

преждевременности кодификации международного права вы­сказывался и М.Р. Кантакузин-Сперанский (I876)46, утверждая, что «кодификация нежелательна; плохой кодекс хуже никакого»47.

К.П. Даневский (1852-1898) в своих трудах 1876-1878 гг. говорил о желательности кодификации, но призывал к тому, что должны быть изжиты недостатки современного международного права, и видел путь к общей кодификации в постепенной кодификации отдельных ин­ститутов международного права. Того же мнения о кодификации был и Д.П. Никольский48 (1855-1918). Высказываясь о преждевременности кодификации международного права, ученые XIX в. в то же время осознавали, что она является одним из средств обновления междуна­родного права, т.е. прогрессивным его развитием.

Первые кодексы международного права были опубликованы такими учеными, как австрийский юрист А. Домин-Петрушевич (1861), швей­царский юрист И. К. Блюнчли (1868), в пользу кодификации выступал также Д.И. Каченовский.

В 1873 г. идея кодификации усилиями ученых многих стран воплотилось в создании Института международного права. Доктринальной кодификацией занимаются и другие научные организации: Ассоциация международного права со штаб-квартирой в Лондоне и филиалами но многих странах, в их числе и Российская ассоциация международ­ного права49.

Известны также национальные проекты кодификации более позд­нею периода, к примеру кодификация отраслей международного права, проделанная американскими учеными на базе юридического факультета Гарвардского университета в 1930 г. Официальная кодификация но второй половине XIX в. касалась законов и обычаев войны. Значи­мыми в этом вопросе явились Гаагские конференции 1899 и 1907 гг.