Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От издательства.doc1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

§ 6. Ответственность физических лиц за международные преступления

В современном международном праве признается индивидуаль­ная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества, которая на­ступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступ­ной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении международных преступлений, несут материальную и политическую ответственность, а физические лица — уголовную ответственность.

Международное право исходит из неприменения срока давности к ответственности за международные преступления. В соответствии с Конвенцией о неприменимости срока давности к военным преступ­лениям и преступлениям против человечества 1968 г. представители I осударственных властей и частные лица, виновные в совершении указанных преступлений и соучастии в них, несут ответственность независимо от времени совершения преступления, а в преступлениях против человечности — независимо также и от того, были они совер­шены в военное или в мирное время. Если по соответствующему со- I лишению не создано специального международного суда, государство, на территории которого находится преступник, обязано либо предать ого суду, либо выдать другому государству, на территории которого (Шло совершено преступление и которое явилось основной жертвой преступления.

11ривлечение физических лиц к ответственности за международные преступления неразрывно связано с созданием специальных органов чии рассмотрения подобного рода дел. Как отмечает О.И. Рабцевич, международная уголовная юстиция представляет собой систему ор- I пнов, деятельность которых направлена на осуществление между- пиродпого правосудия по уголовным делам. Ключевая роль в «меж­дународное™» уголовного правосудия отведена характеру самого I овершенного преступного деяния. Так, если совершаются междуна­родные преступления, а они, как известно, несут в себе наибольшую опасность, то все международное сообщество в целом заинтересовано в установлении виновных лиц и привлечении их к ответственности»274,

В систему международной уголовной юстиции входят Междуна­родный уголовный суд и специально создаваемые международные суды. Так, после окончания Второй мировой войны были созданы международные военные трибуналы в Нюрнберге и Токио для суда над главными военными преступниками.

Решениями Совета Безопасности ООН были созданы еще дни международных трибунала: в 1993 г. — для судебного преследовании лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуми нитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и в 1994 г. — для судебного преследования лиц, ответственных за ге­ноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарною права, совершенные на территории Руанды.

Оба трибунала действуют на основании Уставов275, которыми прел усматривается создание двух судебных (по три судьи) и одной апел­ляционной камеры (из пяти судей). Согласно этим уставам личную уголовную ответственность несут как конкретные исполнители пре­ступных деяний, так и должностные лица, отдавшие соответствующие приказы, включая главу государства или правительства.

Возможность создания международных уголовных судов преду­смотрена и в некоторых конвенциях, например в Конвенции о и ре дупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г. и и Международной конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.

Частью международной уголовной юстиции являются и органы государств (национальные суды и другие правоохранительные органы) Такой подход находит отражение в ряде международных докуме1 пои Так, в докладе Международного уголовного суда подчеркивается, чти сегодня «Суд становится центром формирующейся системы между народного правосудия, которая включает национальные суды, м« + дународные суды и гибридные суды, а также такие международные организации, как ООН»276.

Юрисдикция в отношении международных преступлений может быть установлена не только на основе территориального, национально­го принципов, но и на основе универсального принципа. Р.М. Валеев указывал, что территориальный принцип ответственности за совер­шение международных преступлений является определяющим, и, следовательно, основная роль в практическом осуществлении эффек­тивности ответственности отводится национальным судам государств, на территории которых совершены преступления'.

В резолюции 3074 от 3 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества. В них закреплено, что «каждое государство обладает правом судить своих собственных граждан за военные преступления или преступления против человечест­ва»; «лица, в отношении которых имеются доказательства о совершении ими военных преступлений или преступлений против человечества, подлежат привлечению к судебной ответственности и, в случае при­знания их виновными, наказанию, как общее правило, в странах, где они совершили эти преступления. В соответствии с этим государства осуществляют сотрудничество в вопросах выдачи таких лиц»277.

В настоящее время в международном праве утверждается универ- с;шьный принцип установления юрисдикции в отношении лиц, совер­шивших международные преступления278. В резолюции «Универсальная уголовная юрисдикция в отношении преступления геноцида, преступ­лений против человечности и военных преступлений» от 26 августа 2005 г. Институт международного права отметил следующее: «универ­сальная уголовная юрисдикция как дополнительное основание юрис­дикции означает компетенцию государства в области преследования подозреваемых лиц и их наказания в случае установления виновности, независимо от места совершения преступления и несмотря на любую связь активной и пассивной национальности или другие основания юрисдикции, признанные международным правом» (п. I)4.

На основе принципа универсальной юрисдикции были возбуждены дела в отношении известных нацистских преступников, в частности А. Эйхмана', И. Демьянкжа2. Примерами осуществления универсаль­ной юрисдикции являются также: дело Пиночета, арест в Сенегале главы Чад, выдача бельгийским судьей ордера на арест министра ино­странных дел Конго.

Совершение лицом преступных действий во исполнение приказ» (своего правительства или начальника), как правило, не освобождаем его от уголовной ответственности. Аналогичная норма закреплен» в Уставе Нюрнбергского трибунала 1945 г., в уставах других междуна­родных военных трибуналов и в ст. 5 проекта Кодекса преступлении против мира и безопасности человечества. Исключением согласно ст. 33 Статута МУС являются случаи, когда «а) это лицо было юриди чески обязано исполнять приказы данного правительства или данною начальника; Ь) это лицо не знало, что приказ был незаконным; с) при каз был незаконным. Для целей настоящей статьи приказы о соверше нии преступления геноцида или преступлений против человечности являются явно незаконными».