Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
От издательства.doc1.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
16.04.2019
Размер:
3.37 Mб
Скачать

Глава XIII

Правопорядок в международном сообществе и глобальной системе

§ 1. Особенности международного правопорядка. — § 2. Мировое сообще­ство и мировой порядок. — § 3. Международное право как основа междуна­родного и мирового порядка. — § 4. Глобализация и мировой правопорядок.

Важнейшим критерием оценки международных отношений яв­ляется категория «правопорядок». На каждом историческом этапе развития международного сообщества представления о правопорядке основываются на господствующих в соответствующий период прио­ритетах, отражающих общие интересы и ценности, которые призвано защищать международное право.

§ 1. Особенности международного правопорядка

Являясь общей категорией юридической науки, правопорядок изу­чается теорией права, где данное понятие определяется как состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности'. В этом определении действительно получили отражение общие черты правопорядка. Однако различия между национальной и международной правовыми системами требуют выявления специ­фики международного правопорядка, тем более что в теории права подробную характеристику правопорядка получил только националь­ный (внутригосударственный) правопорядок.

Первой отличительной чертой международного правопорядка яв­ляется то, что он устанавливается в международных отношениях. При этом следует учитывать, что международные отношения могут иметь публичный и частный характер и базироваться во втором случае как на международном, так и на национальном праве. Для характеристики международного правопорядка частноправовое регулирование имеет существенное значение, поскольку применение международных норм

' См.: Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 1996. С. 37.

к отношениям частных лиц происходит в порядке выполнения госу­дарствами соответствующих международных обязательств и является формой реализации международного права.

Вторая отличительная черта международного правопорядка со­стоит в том, что он основан на международном праве. Международное право и международный правопорядок соотносятся как идеальное (или относительно идеальное, с учетом экономических возможностей и правосознания государств на определенном историческом этапе) и реальное: модель поведения субъектов международного права и от­ношений между ними и фактические действия и отношения. Добиться полного совпадения первого и второго практически невозможно, но только в осознанном стремлении к этому в международном со­обществе поддерживается баланс отношений, обеспечивающий его жизнеспособность.

Существенным фактором правопорядка является стабильность, т.е. такое соотношение права и правопорядка, при котором право ос­тается эффективным регулятором. Вместе с тем правопорядку присущ динамизм: по мере развития права изменяются показатели правопо­рядка. Так, в период холодной войны важнейшим фактором между­народного правопорядка было мирное сосуществование государств. В современный период международный правопорядок определяется отношениями сотрудничества, решением приоритетных проблем, представляющих общие интересы, эффективной защитой социальных ценностей.

Третьей отличительной чертой международного правопорядка вы­ступает тот факт, что территориальная сфера его установления не под­дается точному определению. Правопорядок, основанный на нацио­нальном праве, устанавливается в пределах определенной территории (государства, региона в государстве), на которую распространяется юрисдикция государства. Даже в тех случаях, когда национальное при во имеет экстратерриториальное действие, это действие имеет целью регулировать то, что может иметь последствия в данном государстмг, правом этого государства.

О сфере установления международного правопорядка можно скп зать, что она включает все международные территории (территории с международным режимом), но этим не ограничивается. Специфики целого ряда международных отношений состоит как раз в том, что они не имеют привязки к какой-либо территории (например, порядок заключения международных договоров, урегулирования спором, со I дания международных организаций и участия в них, предоставлении признания и др.). Во многих случаях международный правопорядок предусматривает такие действия государства по отношению к другим, которые имеют определенные последствия на территории этих других государств (соблюдение права международной безопасности, вооружен­ных конфликтов, дипломатического и консульского представительства).

Порядок, основанный на международном праве, может быть уста­новлен также в государствах, принявших на себя соответствующие международно-правовые обязательства (соблюдение прав человека, оказание правовой помощи, порядок судоходства в территориальном море, производства оружия, разоружения, проведения испытаний ядерного оружия, охраны окружающей среды) и выполняющих эти обязательства путем имплементации международного права в нацио­нальное право. Очевидно, не все могут согласиться с данным тезисом, поскольку национальный правопорядок обеспечивается реализацией права соответствующего государства, даже если это нормы, отсылаю­щие к международному договору или признающие его приоритет. Тем не менее есть достаточные основания для подобного утверждения, поскольку при характеристике правопорядка как модели поведения принципиальное значение имеет содержание юридического предписа­ния. В данном контексте речь идет о содержании норм международ! юго права, приводимых в действие нормами национального права, кото­рые выполняют «техническую» трансформационную функцию. Было бы ошибочным утверждать, что национальный правопорядок, осно­ванный на международном праве, является частью международного, поскольку условия и инструменты его поддержания будут отличными от тех, которые существуют в сообществе государств. В то же время национальный правопорядок может оказывать влияние на между­народный. Так, соблюдение в отдельном государстве прав человека, установленных международно-правовыми ак тами, определяет эффек­тивность международно-правовых норм соответствующей отрасли и международного права в целом.