Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
стилистика книга.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
4.67 Mб
Скачать

§ 1.4. Использование синонимии как стилистического средства

Синонимами называют слова, тождественные или близкие по значению. К первым относятся прежде всего термины, в частно­сти лингвистические: приставкапрефикс, окончаниефлексия, де­фис — черточка, данное — тема, новое — рема, взрывныесмычные (согласные). Полные синонимы встречаются в разных областях нау­ки, хотя и здесь они нежелательны: в математике (интервалот­крытый интервал — открытый промежуток), в физике (поляризован- ностьвектор поляризации — интенсивность поляризации), в инженерной графике (сфероидсжатый эллипсоид) и т.д. В обиход­ной речи также немало абсолютных синонимов. Ко второй группе синонимов (близким по значению) принадлежат слова, различающи­еся семантическими и стилистическими оттенками. Так, биеннале — это международные выставки, фестивали, которые проводятся раз в два года, блокбастер — фильм, рассчитанный на массовую аудито­рию, имеющий наибольший кассовый сбор; киллер — убийца, но только наемный; двойственность и амбивалентность, обновление и апгрейд различаются тем, что вторые слова этих пар носят книжный характер, а безнадежность и безнадега — тем, что последнее относит­ся к просторечной лексике.

Когда говорят о синонимии слов, имеют в виду их определенные значения. Например, у существительного аура три значения: 1) в па­рапсихологии «совокупность энергетических излучений человека»; 2) в астрологии «невидимая воздушная оболочка Земли», 3) перенос­ное значение «окружающая обстановка, психологический климат ка­кой-либо группы людей». Однако только в первом значении слово аура имеет синоним — биополе. Некоторые слова синонимичны во всех своих значениях. Так, существительные аграрий и аграрник си­нонимичны в двух значениях, второе из которых они получили лишь в последнее время: 1) тот, кто занимается сельским хозяйством; зем­леделец; 2) представитель Аграрной партии. Как видим, семантиче­ское сближение слов возможно по линии только одного из присущих им двух значений.

Синонимы образуют так называемые синонимические ряды. На­чинается каждый ряд доминантой — словом, наиболее емким по смыслу и обычно стилистически нейтральным. Например, бедный — неимущий — несостоятельный — находящийся за гранью (чертой) бед­ности — нищий. В этом ряду доминантой является бедный, остальные слова выражают дополнительные смысловые или стилистические от­тенки и располагаются по градации: несостоятельный и неимущий от­мечают недостаточность средств к существованию, но не указывают на бедность в отличие от синонима находящийся за гранью бедности; наконец, нищий означает предел бедности, полное отсутствие средств к существованию.

Различают языковые и речевые синонимы. Языковые синони­мы являются принадлежностью языка. Они образуют объективно су­ществующие ряды, занимая в них определенное системой языка мес­то. Примером такого синонимического ряда служит приведенный выше ряд с доминантой бедный. Эти ряды обычно фиксируются в специальных словарях.

Речевые синонимы, которые являются синонимами только в определенном контексте, представляют собой авторские новообразо­вания в их соотношении с существующими в языке словами. Так, в предложении Конкретно беспокоит... недостаточность так называе­мой «страноведческой компетенции», поскольку культуросообразный подход к образованию — понятие более глубокое, нежели знаниецентри- ческий (читай: страноведческицентрический), принадлежащем перу Е. Пассова (МИРС. 2001. № 2), по отношению к известному терми­

ну страноведческий употреблены авторские синонимы-новообразова­ния — культуросообразный, знаниецентрический и страноведческицен- трический, не встречавшиеся ранее в литературе, а тем более в словарях.

К речевым синонимам близки контекстуальные синони­мы, которые представляются таковыми в результате семантического сближения говорящими или пишущими различных по значению слов: Я подумала: хорошо бы почаще устраивать такие суды над бесче­стьем, над стяжательством, индивидуализмом, мошенничеством и выносить самые беспощадные приговоры, а не ждать, когда все это само собой куда-то исчезнет/.. (А. Андреев.) Конечно, слова бесче­стье, стяжательство, индивидуализм, мошенничество, взятые сами по себе, вне контекста, не являются синонимами. Однако в данном слу­чае они объединяются общим смыслом как нечто отрицательное, ан­тиобщественное и составляют как бы контекстуальный синонимиче­ский ряд.

Нередко можно прочитать или услышать, что имя такого-то ста­ло синонимом чего-либо. Например: Кому не известно имя ...? Оно стало синонимом корыстолюбия, взяточничества, нравственной распу­щенности. Синонимом застоя в самых уродливых его формах (Правда. 1989. 15 дек.). Конечно, это не значит, что фамилия конкретного лица действительно стала синонимом таких слов и выражений, как корыстолюбие, взяточничество, нравственная распущенность, застой. Речь идет об образном выражении, об ассоциациях, которые вызвала фамилия упомянутого человека в общественном сознании в опреде­ленный период истории нашей страны.

Стилистические функции синонимов весьма разнообразны. Во-первых, они употребляются для избежания неоправданного по­вторения одного и того же слова, языкового однообразия. В типич­ной газетной публикации о бизнесмене, страдавшем от рэкетиров и решившемся их устранить, читаем: Киллеры расстреляли из автома­тов семь человек. Убийцы арестованы, но преступником стал и пред­приниматель, заказавший расправу (Российская газета. 1994. 13 мая). Здесь замена одного слова другим, близким по значению, необходи­ма для избежания ненужной тавтологии. Это наиболее распростра­ненный случай использования синонимов, связанный с культурой речи любого пишущего и говорящего. А Е. Евтушенко в «Ягодных местах» пишет: Прежде чем создавать веру во что-то, надо поверить друг другу. Но как поверить подлецу, как поверить реальному и потен­циальному убийце? Убивать убийц мало, надо убить возможность появ­ления убийц. Здесь троекратные повторения слов убийцы и поверить не шокируют, ибо служат для усиления позиции автора, усиления

эмоционального воздействия призыва «убивать, убить убийц». Заме­на в этом контексте слова убийцы синонимом киллеры была бы не­уместна.

Во-вторых, синонимы придают высказыванию эмоциональ­но-экспрессивную окраску. Например, наемников называют «псы войны», что по степени выразительности не одно и то же. Так, в ста­тье «Жена наемника» читаем: *Псы войны» разрушают не только чу­жие, но и свои очаги. Недавно «Труд» опубликовал беседу с наемниками (Труд. 1994. 12 янв.).

В-третьих, синонимы используются для маркировки профессио­нальной, социальной или иной принадлежности говорящих. Напри­мер, индукционную катушку в двигателе трактора сами трактористы именуют бобиной. Это различие в наименованиях одной и той же де­тали В. Липатов обыгрывает в повести «Глухая Мята»:

Все забывает, все прощает он [тракторист] Федору в надежде, что у него есть запасная бобина.

  • Нет у меня бобины, — отвечает Титов, вращающий ручку...

  • Нужно перемотать индукционную катушку, — говорит Борис.

Вот оно! Вот так! Не по-простому, не по-рабочему сказано — бобина, а по-иаучному — индукционную катушку. Как же — будущие инженеры!

В-четвертых, к синонимам прибегают для уточнения понятия, для конкретизации мысли как в официальных документах, так и в обычной речи: При неоплате потребленных (использованных) топ­ливно-энергетических ресурсов по истечении трех дней после срока, установленного договором, потребитель предупреждается, что в случае неуплаты задолженности в последующие семь дней может быть произведено ограничение отпуска (отгрузки) соответствую­щих топливно-энергетических ресурсов (Постановление Правитель­ства РФ от 08.04.94); У Леонида не было других знакомых девушек, не считая, конечно, студенток-однокурсниц, с которыми он поддер­живал ровныв, товарищеские отношения... Он терялся, краснел, не зная, о чем с ними говорить... Он, которого считают в коллективе серьезным, перспективным работником... стоит, притаившись, как мальчишка, и с грустью провожает глазами незнакомую женщину (В. Тевекелян).

В-пятых, синонимы могут употребляться для придания шутливо­го характера высказыванию или тексту. Автор изображает своего ге­роя как бы не осознающим однозначность каких-либо слов, не по­нимающим, что те или иные слова называют одно и то же действие, предмет или признак. Например, в романе А. Алексеева «Драчуны» (речь идет о временах коллективизации) читаем:

  • Соберемся в одну артель, снесем туда свое добро, а такие, как Гришка Жучкин или Яшка Конкин, все как есть Порастнщут!

  • Ах. вот ты об чем! — встрепенулся дедушка Ничей. — Эка беда! Пущай тащут, лишь бы не варовамй..

  • Опять ты за свое! — рассердился Степашок. — Совсем, знать, из ума вы­шел дед? Таскать и воровать — один хрен! А ты заладил... Да и я хорош: нашел с кем советоваться!..

Для официальных документов государственного значения в 1990-х гг. стали характерны новые термины с дефинициями одновре­менно с их общеупотребительными синонимами. Например, синони­мы, впервые используемые в федеральных законах, вначале могут сто­ять рядом (второй в скобках как менее употребительный в данном документе), а затем употребляться раздельно, даже чередуясь для под­тверждения их равноправия. Например, в ст. 1 Гражданского кодекса РФ отмечается, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей водей и в своем интересе. Но уже в ст. 2 употребляется только один синоним: Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица.

В художественной литературе используется прием нанизывания синонимов, языковых и речевых, для придания большей выразитель­ности высказыванию:

С Россией кончена.. На последах Сам выволок на гноище, как пшаль.

Ее мы прогалдели, проболтали, О Господи, разверзни, расточи,

Пролузгали, пропили, проплевали, Пошли на нас огнь, язвы и бичи.

Замызгали на грязных площадях, Германцев с запада, монгол с востока,

Распродали на улицах: не наоо ль Отдай нас в рабство вновь и навсегда.

Кому земли, республик да свобод. Чтоб искупить смиренно и глубоко

Гражданских прав? И родину народ Иудин грех до Страшного Суда!

(М. Волошин)