Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
стилистика книга.doc
Скачиваний:
47
Добавлен:
21.09.2019
Размер:
4.67 Mб
Скачать

§ 3.7. Правка-сокращение

Более сложного вмешательства в текст требует правка-сокра­щение. Как видно из названия, ее цель — уменьшить объем текста. Такая необходимость возникает по разным причинам. Например, текст не вошел в строго заданный объем. Такое часто бывает с пресс- релизами, которые, как считается, лучше всего уместить на одной странице. Кроме того, само содержание текста, его построение — рых­лое, непоследовательное, не способное удержать внимание — часто может быть исправлено именно или преимущественно сокращением.

В технике сокращения выделяют два основных приема. Первый — сокращение частями, когда из текста убирают более или менее развернутые фрагменты, представляющие единое смысловое целое. Это Может быть подтема — фрагмент текста, посвященный какому-то ас­пекту темы, излишние подробности, длинные ряды однородных дан­ных, не углубляющих понимание текста. И второй — внутритексто- вое сокращение, когда за счет перестройки синтаксической Формы, вычеркивания малообязательных характеристик, деталей, из­быточных слов объем текста сокращается, а информация сохраняется

полностью или почти полностью. Начинать следует с сокращения ча­стями и заканчивать внутритекстовым, поскольку такая последова­тельность соответствует общему принципу редактирования — сначала усовершенствовать структуру, основу, целое, а потом править части. Возьмем для примера следующий фрагмент:

Сложность в первую очередь заключается в расплывчатости, неопределенности, нечеткости применительно к текстам журналистских материалов критериев оценки самого научного понятия «ненормативная лексика», поскольку ес употребление в СМИ — проблема не только языковая, но проблема этическая и юридическая.

В современной лингвистике под ненормативной понимается лексика, не отно­сящаяся к сфере литературного яэыка (мат, просторечия, жаргоны, диалекты и т.п.), на которую не распространяется действие норм литературного яэыка, литературной речи. Данные нелитературные формы в изобилии присутствуют в материалах все­возможных жанров как провинциальных, так и центральных СМИ: «почему Ива­нушки под дурачков косят», «Бритни Спнрс уделала Мадонну», «кому мент, а кому отец родной», «Тот молвил: “Эту дребедень к едренс фене выкинь, паря’*», «как в дерьме жили, так о дерьме н умрем», «поматросил и бросил любвеобильный шеф», «три раза в день шприц о эддницу загонять», «просто жирное брюхо», «эп один ве­чер кайфа теперь буду расплачиваться», «нормальная дура-девка к двадцати годам залетит раз этак пять», «если не решили создать, мать се, семью».

И несправедливо будет утверждать, что просторечная и жаргонная лекенка — от­личительная черта лишь так называемой массовой и желтой прессы. Употреблением ненормативной лексики (в лингвистическом ее понимании!) не гнушаются и серьез­ные СМИ: «коблы», «жуткие вопли зечек», «шведскис разборки», «ес повалить надо, а вот это хрен», «откровенно говоря, ерундой собачьей», «и бизнес этот куда прибыль­ней, чем размещение эакаэухн», «у него крыша поехала», «госзаказ для зеков».

Учитывая данные примеры, можно было бы смело говорить о низком уровне языковой культуры авторов. Но в нередких случаях использование такой ненорма­тивной лексики в средствах массовой информации бывает вполне оправданным. Зачастую просторечия, жаргонизмы и диалектизмы служат характерологическим средством, поскольку речь героев материалов — показатель их уровня образованно­сти, возраста, социального статуса, профессии.

Половину этого текста составляют примеры ненормативной газет­ной лексики, что перегружает его, нарушает смысловую целостность и связность, отвлекает от основной мысли. Значит, число примеров надо сократить. Далее, если нет никакой разницы между центральны­ми и местными, «серьезными» и массовыми газетами, то вряд ли сто­ит выделять их в отдельные подтемы — подтемы объединяем. Кроме того, убираем лишние объяснения, т.е. сокращаем частями. Остается следующий текст:

Сложность в первую очередь заключается в расплывчатости, неопределеннос­ти, нечеткости применительно к текстам журналистских материалов критериев оценки самого научного понятия «ненормативная лексика».

В современной лингвистике под ненормативной понимается лексика, не отно­сящаяся к сфере литервтурного языка (мат, просторечия, жаргоны, диалекты и т.п.). Данные нелитературные формы в изобилии присутствуют в материалах всевозмож­ных жанров как провинциальных, так и центральных СМИ: «почему Ипанушкн под дурачков косят», «Бритнн Спнрс уделала Мадонну», «кому мент, а кому отец род­ной», «у него крыша поехала», «госзаказ для зеков».

Учитывая данные примеры, можно было бы смело говорить о низком уровне языковой культуры авторов. Но в нередких случаях использование такой ненорма­тивной лекснкн в средствах массовой информации бывает вполне оправданным. Зачастую просторечия, жаргонизмы и диалектизмы служат характерологическим средством, поскольку речь героев материала — показатель их уровня образованно­сти, возраста, социального статуса, профессии.

Далее следует правка внутритекстовая — «выжимаем воду»: остав­ленные примеры ненормативной лексики сокращаем до словосочета­ний, убираем речевую избыточность, повторы и при необходимости перестраиваем предложения синтаксически. А заодно исправляем и смысловую неточность в первом абзаце: речь идет не о нечеткости критериев оценки самого научного понятия «ненормативная лексика», а о ее употреблении. В результате текст приобретает следующий вид:

Сложность заключается в нечеткости критериев оценки ненормативной лекси­ки применительно к журналистским текстам.

В современной лингвистике ненормативными считаются слова, не относящие­ся к литературному языку (мат, просторечие, жаргоны, диалекты н т.п.). Они в изо­билии присутствуют в материалах как провинциальных, так и центральных, как массовых, так и качественных газет: «под дурачков косят», «уделала Мадонну», «ко­му мент, а кому отец родной», «крыша поехала», «госзаказ для зеков» н т.п.

Можно было бы смело говорить о низком уровне языковой культуры авторов. Но нередко ненормативная лексика в газете оправданна, например, она служит средством речевой характеристики героев.

При правке-сокращении возможны типичные редакторские ошиб­ки: нестыковка фрагментов текста и так называемые «хвосты» — ос­тавленные по невнимательности упоминания сокращенных фактов.