Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
191
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

105

серьезный фактор, который влияет на результат и может исказить его до противоположного.

И, наконец, следует подумать о законности предпринимаемых действий. В любом случае, журналист в ходе реализации своих профессиональных обязанностей и прав по сбору информации должен оставаться жестко в правовом поле. Последствия нарушения закона таковы, что журналист может пострадать сам, либо оказаться в ситуации, когда из-за его действий пострадают люди.

АКЦИЯ КАК МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Не все события, о которых журналист стремится написать в своем произведении, могут произойти сами по себе, точнее не все события, являются свидетельствами каких-либо важных социальных процессов. Это, разумеется, не означает, что и самого процесса не существует. Чаще всего, понимая, что процесс есть, живет, развивается, или пытаясь исследовать его подробнее, журналист не может найти реальные его проявления в событиях и фактах, поскольку они незначительны, скрыты или, например, столь многообразны, что не поддаются какой-либо систематизации.

Тогда журналист имеет возможность сделать нечто, что спровоцирует реакцию на его действия в контексте исследуемого явления. То, что часто называют методом провокации можно описывать достаточно долго, но суть любой провокации – это действие, акция. Поэтому именно методом акций – в расширенном понимании и без негативного оттенка звучания термина «провокация» - мы будем называть данный способ.

Несколько лет назад журналисты одной из газет Ульяновска вышли на улицу города в камуфлированных комбинезонах с волочащимся за ними парашютом и обращались к прохожим (включая работников милиции) на ломаном русском языке с просьбой помочь им сориентироваться. Становилось понятно, что это… американские военные парашютисты,

106

которые случайно были сброшены в неизвестную им местность. Журналисты, проверяя бдительность граждан убедились, что таковая отсутствует в принципе, поскольку большинство прохожих отказывались говорить вообще, утверждая, что английского не знают, другие сетовали на досадный случай, и только пятый или шестой работник милиции догадался попросить документы у потенциальных шпионов. Материал получился веселый, поучительный, а самое главное - показал истинную картину социальной беспечности, которую по-иному, наверное, так ярко увидеть бы не удалось.

Эта безобидная, в целом, провокация, или акция – пример того, что журналист вполне способен сам совершать действия, на которые действительность отзовется той или иной активной реакцией. Именно исследуя социальную реакцию, получая информацию по типу обратной связи, можно смело судить о весьма сложных социальных процессах.

Принцип журналистской акции в целом понятен, если учесть, что это не спонтанный, а хорошо рассчитанный заранее метод, требующий не только предварительной подготовки, постановки цели, планирования, но и зачастую весьма приличных расходов.

При этом если целью становится не изучение социальной реакции, а ирония или шутка (такие шутки чаще называют сленговым словом «прикол», как, например, в передаче «Городок») то расходы могут быть очень высокими, но продюсеры подобных программ обычно идут на затраты для достижения результата. Так, одна юмористическая передача наняла несколько десятков статистов, которые под видом случайных прохожих убеждали ничего не подозревающего человека, попавшего в розыгрыш на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге, что это Москва, при этом все было подготовлено так тщательно, что к кому бы ни обращался совершенно растерянный человек – все убеждали его в том, что он в Москве…

107

Психологически и этически такие эксперименты зачастую балансируют на грани дозволенного, но создают действительно смешные ситуации, которые радуют и веселят публику.

Возникает вопрос, какие вещи допустимы, а какие исключены в этически безупречной журналистской акции.

Акция не может приводить к беспорядкам, к возникновению протестов, митингов, то есть подменять собой естественный ход вещей, не должна быть социальным детонатором (исключением являются случаи, когда журналисты участвуют в социальных процессах, инициированных общественными организациями, как например, акция многих изданий в защиту озера Байкал, проводившаяся в конце 90-х годов).

Акция не может прямо или косвенно нарушать законодательство или приводить к ситуациям, в которых оно может быть нарушено участниками или очевидцами акции. Здесь исключений нет, и не может быть.

Акция не может посягать на права личности, его честь и достоинство, оскорблять или провоцировать людей на оскорбление. Акция не может провоцировать действия потенциально опасные для жизни и здоровья людей, журналист не дорлжен допустить, чтобы к этому привели ее последствия.

В целом, принцип того, чего нельзя делать во время проведения журналистской акции, понятен – он общий для всей журналистики и может быть сформулирован по старой медицинской формуле – не навреди.

Что может акция – сложнее, поскольку формальный подход здесь исключен и алгоритмизация процесса неэффективна. Подобно любому социальному эксперименту журналистская акция планируется исходя из ситуации, контекста, опыта и профессионализма ее организаторов и участников.

Конечно, как мы уже сказали, акция способна как в приведенном выше примере с американскими парашютистами проявить социальное настроение. Иногда это столь тонкая и плохо улавливаемая материя, что только провоцирующее действие журналиста может сделать ее зримой.

108

Акция способна показать скрытые тенденции, то, что назревает, существует латентно, но при малейшем толчке готово вырваться наружу в виде ответной реакции. Так одно издание в течении нескольких дней следило за реакцией москвичей на призывы статиста сдавать деньги на памятник обманутым вкладчикам. У статиста на раскладном столике стоял большой пластилиновый кукиш, как модель будущего памятника и стояла призывающая к сбору средств табличка. Легковерные москвичи охотно сдавали деньги, когда с комментариями, когда молча, что с одной стороны еще раз подтвердило, насколько легко люди расстаются с деньгами, имею мало-мальски подходящую им идею, а с другой доказало, что проблема обманутых вкладчиков - все-таки существует и связана с нашим же легковерием.

Акции могут быть пассивными, когда журналист при помощи различных средств лишь создает условия для проявления реакции, как в последнем случае, так и активными, когда журналист действует, получая реакцию в ответ.

Иногда акция направлена на конкретную личность. Это особый случай, который должен иметь серьезные социальные оправдания, поскольку личность при правильно поставленном эксперименте проявит себя и это проявление может серьезно ей навредить. Журналиста «Комсомольской правды» Владимир Ворсобин вместе с редакционным художником составил фоторобот несуществующего человека и предъявил его для воскрешения Григорию Гробовому, публично обещавшему воскресить кого угодно (включая погибших детей Беслана) за весьма значительную сумму. Любопытно то обстоятельство, что десятки тысяч обманутых людей, оскорбленная церковь и правоохранительные органы оказались слабее и нерешительнее одного журналиста. Именно его показания и его обвинение Грабового в мошенничестве стало основой уголовного дела, которое были вынуждены под влиянием общественности и неопровержимых доказательств возбудить в прокуратуре. Журналистская акция, призванная разоблачить

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]