Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
MODERN JOURNALISM.pdf
Скачиваний:
191
Добавлен:
23.03.2016
Размер:
5.87 Mб
Скачать

205

заканчиваются курьезными, веселыми или драматическими историями, которые вместе с основным содержанием составляют целостный информационный композит, который воспринимается гармонично.

ИЗБРАННОСТЬ, ЭЛИТАРНОСТЬ

Элитарность или избранность персон, определенных мест или наций в том или ином контексте отмечается в качестве серьезного фактора увеличения значимости сообщения многими западными авторами. То, что находится у всех на слуху, знаменитые имена, названия и т.д. легко и органично входит в выпуски новостей, всегда вызывая к себе интерес.

Если речь идет об известных людях, то здесь срабатывает еще и эффект персонификации, который сам по себе является существенным критерием новостной ценности события. Лидеры и звезды, люди, прославившиеся и популярные имеют ценность не только в связи с собственной значимостью, той ролью, которую они играют в обществе, но и символическую ценность. Кто-то символизирует успех, кто-то власть, так что, упоминая эти имена, мы подразумеваем не только персону, но и символизируемое ею свойство. Банальные фразы и высказывания, далекие от настоящей глубины, принадлежащие политикам, президентам, звездам шоу-бизнеса, миллиардерами и т.д. будут охотно тиражироваться средствами массовой информации, только в силу их принадлежности элитарной персоне.

Интерес к таким людям определен многими обстоятельствами – они всегда на виду, они необычны, мы никогда не сталкиваемся с ними в жизни, находясь на недосягаемой дистанции. К ним испытывают зависть и восхищение, им стремятся подражать. Элитарность таких персоналий – гораздо сложнее, нежели это может показаться, поскольку основывается на сложнейшем комплексе социально-психологических причин.

Такую же элитарность в определенных условиях приобретают некоторые места – например, накануне Пасхи все внимание сосредоточено на Иерусалиме, во время очередной Олимпиады – на месте ее проведения.

206

Туринская Олимпиада дала повод многое рассказать об Италии вообще и Турине в частности, точно так же, как арабо-израильский конфликт вывел на волну информационной элитарности израильтян и палестинцев.

Иногда элитарными становятся понятия или процессы, к которым приковано пристальное внимание общества. Таким понятием была перестройка времен М.Горбачева или демократия времен борьбы Б.Н.Ельцина с коммунистической идеологией. Вслед за тем, как изменяется вектор общественных пристрастий и интересов, меняется и состав этих элитарных групп. Кто-то, подобно «Биттлз» или Мэрилин Монро остается на новостном Олимпе долгие десятилетия, других забывают мгновенно, как Влада Сташевского. Имя Джонни Вайсмюллера, культового исполнителя роли Тарзана, сегодня мало кому интересно, зато события с героями сериала «Менты» мгновенно заставляют репортеров браться за перо. Этот критерий действует по-разному, поэтому всегда следует учитывать «срок годности» того или иного элитарного имени или понятия и считаться с этим обстоятельством при выборе информации для новостей.

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ

Почти всегда людей интересует то, что связано с другими людьми, особенно если обстоятельства эти нам что-то напоминают, позволяют сравнивать героя с самим собой. Потенциал персонификации как критерия отбора новостей очень велик, поскольку судьбы человека, события, которые с ним происходят, становятся не безымянными, а воплощаются в реальные личности, проявляются через понятные нам слова и поступки, приобретают дыхание жизни. Событие, аспекты которого неразрывно связаны с судьбами людей, затрагивают их непосредственно воспринимаются гораздо сильнее, чем события абстрактные.

Персонификация инкапсулирует проблему в экспрессивном описании героев, позволяет построить историю, в центре которой – реальный человек. Недаром новости такого типа тесно связаны со стилем, который называют

207

«сторителлинг» (storytelling), который сегодня очень популярен в журналистике. Индивидуальность становится синонимом новостной истории (newsstory), ее темы и главной идее и, говоря об одном, мы чаще всего имеем в виду и второе. Рассказать историю, содержащую в себе новость – это поведать историю человека, и напротив, рассказать историю личности – это поведать связанную с ним новость.

Нет такой области – политика, война, экономика, индустрия, наука, которая не связана с теми или иными судьбами, личностями, персонажами. Иногда нам проще отождествить понятие и человека и, в дальнейшем, пользуясь этим приемом рассказывать именно про него. «Прорабы перестройки» - герои 80-х, неистовые демократы – 90-х, генералы Чеченской компании – символы доблести, победы, поражения и позора, в зависимости от того, с какими событиями связаны их имена. Иногда центром истории становится простой человек, имя которого не имеет особого значения, но чья жизнь лучше всего покажет в узнаваемых деталях социальные противоречия и конфликты. Недаром сегодня по страницам газет и на экранах телевизоров живут такие стереотипы-двойники, сросшиеся как сиамские близнецы – человек-явление. Миллионер – Абрамович, одиозный оппозиционер – Березовский, доблестный генерал Шаманов, преуспевающий спортсмен – Буре и т.д.

208

Рис.18 Роман Абрамович – символ успеха

Акцентируя внимание аудитории на отдельных аспектах, проще всего сделать это, поставив в центре конкретного человека, который всегда понятнее, чем неовеществленная проблема. Человек действует, думает, чувствует, совершает поступки – тенденции только проявляются. Процесс безличен, человек, действующий в этом процессе имеет имя, лицо и способен изменять обстоятельства.

Именно человек как герой новостной истории способен придать ей драматизм, который некоторые источники считают самостоятельно значимым фактором увеличения важности сообщения.

Приключения, переживания, закрученные сюжеты, необычные повороты судеб и обстоятельств, все то, что создает настоящий драматизм истории так или иначе связаны с людьми. Телевидение вообще стремится к драматизации действия в силу своей изобразительной природы. История на экране не просто наглядна – она проходит на глазах зрителя, которому не надо воображать, додумывать воссоздавать обстоятельства. Все наглядно, все

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]