Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лифтон.Р.Исправ.мышл-я и псих-я тоталит.rtf
Скачиваний:
84
Добавлен:
25.07.2017
Размер:
9.94 Mб
Скачать
    1. Глава 13

1 См.: Brandt, Schwartz, and Fairbank, цитируемое произведение, 19-20 и 475-481; и Maria Yen, The Umbrella Garden, New York, Macmillan, 1954.

2 Chung Shih, Higher Education in Communist China, Communist China Problem Research Series, the Union Research Institute, Hong Kong, 1953, 36.

3 Для описания этих событий помимо вышеуказанных источников и информации, предоставленной мне участниками исследования, я использовал следующие источники: (Current Background, перевод китайской коммунистической прессы, American Consulate, Hong Kong) Nos. 169, 182 и 213; “The Communists and Intellectuals”, этапы один, два и три соответственно; и Richard L. Walker, China Under Communism: The First Five Years, New Heaven, Yale University Press, 1955.

4 Chung Shih, цитируемое произведение, 36.

5 L. S. Yang, “The Concept of Pao as a basis for Social Relations in China,” Chinese Thought and Institutions, edited by John K. Fairbank, Chicago, University of Chicago Press, 1957, 291.

    1. Глава 14

1 Этот обобщенный термин распространяется на три основных разновидности учреждений: те, которые были предназначены, в первую очередь, для интеллектуалов; те, которые предназначались как для интеллектуалов, так и для других категорий граждан; и те, которые были рассчитаны на людей относительно невысокого образовательного уровня. Центр, о котором пойдет речь в этой главе, принадлежит к первой из этих трех категорий. Иногда эти центры называли просто «университетами» или «научно-исследовательскими учреждениями», без приставки «революционные». Эти различия не всегда выдерживались, и поскольку учащиеся всех трех типов учреждений демонстрировали одну и ту же модель эмоционального реагирования, термины «революционный университет» и «революционный колледж» я употреблял в качестве взаимозаменяемых понятий.

2 Очерк, проливающий свет на фигуру китайского коммунистического функционера — его значение для режима, присущее ему групповое сознание и его подготовку, — см. в: Walter E. Gourley, “Chinese Communist Cadre: Key to Political Control,” Russian Research Center, Harvard University, February, 1952.

3 Подобные симптомы общего стресса наблюдались повсеместно, но оценить сравнительную распространенность таких «злокачественных» психологических состояний, как суициды и психозы, представляется более сложной задачей. Необходимо помнить, что время от времени они происходили среди молодых людей, обучавшихся в образовательных учреждениях самого разного типа; вместе с тем, вполне вероятно, что прессинг «исправления мышления» сыграл не последнюю роль в возникновении описанных здесь эпизодов.

    1. Глава 15

1 Помимо авторитетных теоретических постулатов, призванных логически обосновать необходимость «исправления мышления» (процитированных в Примечании к Главе 2, ранее), в начале своей деятельности Ай Шучьи публиковал работы, в которых пытался популярно изложить идеи марксизма. Наиболее известная из этих работ, к которой Ху, судя по всему, обращался, на самом деле называлась «Популярная философия». Поначалу адресованная сравнительно малообразованному среднестатистическому читателю, эта книга стала весьма популярна среди старшеклассников и студентов университетов, и в течение двенадцати лет с момента первой публикации в 1936 году с успехом выдержала тридцать два переиздания. Отчасти успех этой монографии объясняется простотой изложения материала и провозглашенным в ней обещанием всеобщего спасения, залогом чему, по мнению автора, является марксизм; см. Gourley, цитируемое произведение, Прим. 2, Глава 14, 45-50.

2 Эриксон Э. Г. Молодой Лютер: Психоаналитическое историческое исследование, в частности, Главы III, IV и VI.

3 Интересно отметить, как много аспектов жизненного пути Ху уходят своими корнями к универсальному мифу о герое, существующему в мифологиях самых разных мировых культур: герой — это ребенок выдающихся родителей (или, как в случае с Ху, выдающимся можно считать одного из родителей), его появление на свет сопряжено с существенными трудностями; в детстве его вверяют заботам других людей, зачастую его «вскармливает проститутка»; он ощущает «тягу к подвигам» (когда другие студенты впервые признали за Ху статус лидера); затем он сталкивается с рядом «сложных задач» или идет «дорогой испытаний» (у Ху это произошло до и во время «исправления»), и, наконец, достигает «примирения с отцом» и согласия, в котором соединились отмщение, покорность и ослабевающий страх. В мифах последний подвиг заключается в том, чтобы восстановить справедливость и исправить зло, причиненное народу, снискав герою высочайший успех и мудрость. Кое-что из этого Ху уже совершил, но его нынешняя судьба, по-видимому, сулила ему особый путь. См. Joseph Campbell, The Hero with a Thousand Faces, New York, Meridian Books, 1956; и Otto Rank, The Myth of the Birth of the Hero, New York, Vintage Books, 1959; и Clyde Kluckhohn, “Recurrent Themes in Myths and Mythmaking”, Daedalus, Spring, 1959, 268.

4 Таким образом Gourley, цитируемое произведение, ii-iii, утверждает: «Функционер — это «активист», динамичный элемент, который выступает в качестве приводного ремня между партией, государством и массами. Во все времена он… был связан с деятельностью партии и выражал ее точку зрения».