Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волгин Н.А. Социальная политика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

2. Основные пришиты реализации социальной политики

Социальная политика составляет сущность, основу всего того, что государство должно делать, содержание всех форм его активности, ибо это не фрагмент дея­тельности государства, а квинтэссенция этой деятельности, её фундамент. Всё, что должно делать государство, должно быть ориентировано на общественные интере­сы, на интересы каждого человека, т.е. иметь гуманистическую направленность целеполагания.

Человек существо автономное, самоактивное, самодеятельное. Он сам решает свои проблемы. Вместе с тем, он существо общественное, коллективное, нравст­венное. Исходя из этого, социальная политика государства должна строится иа ос­нове учета, с одной стороны, собственных возможностей людей в решении их со­циальных проблем, а с другой — возможностей самого государства.

Если политика государства, страдающего гиперуправленчеством, недооценива­ет роль самого человека как субъекта решения своих жизненных проблем, то такая политика не является сильной социальной политикой и рано или поздно обречена на провал. К числу негативных последствий подобной политики можно отнести социальное иждивенчество, стремление взвалить на государство всю ответствен­ность за свою жизнь, ослабление присущего природе человека инстинкта самосо­хранения, самовыживания.

По мнению Б.А. Вороновича, низкая эффективность социальных реформ в Рос­сии на протяжении всей её истории связана в значительной мере с тем, что они проводились в рамках сакрально-патерналистской парадигмы управления, при ко­торой власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной поли­тики, а общество — в качестве её объекта. Для подобной ситуации характерно сле­дующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что нужно для его благосостояния, но и решает все на­сущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Недавнее прошлое нашей страны — яркое подтверждение данного тезиса. Человек был по­ставлен в такие условия, что от него самого чаще всего мало что зависело в опре­делении своего социального статуса. Без сомнения были и исключения, но для то­го они и исключения, чтобы подтверждать правила.

Не меньшую опасность для страны представляет собой и другая деформация политики, когда государство по существу игнорирует в той или иной форме свои социальные обязанности, оставляет людей наедине со своими проблемами. В этом случае в обществе начинают господствовать силы центробежного характера — со­циально-экономический и политический сепаратизм, эгоизм и индивидуализм, ко­торые формирует жизненные интересы людей.

«К сожалению, социальная политика российского государства на нынешнем этапе развития российского общества оказалась в значительной мере деформиро­вана именно в данном направлении. В сегодняшней России значительная часть людей испытывает чувство неудовлетворенности политикой государства, отсутст­вием роста уровня жизни населения. Именно поэтому многие не удовлетворены своей жизнью, растеряны, чего-то ждут, не надеются на самих себя, на свои силы, не в состоянии реализовать себя, да и не знают, как это сделать» — считает Б.А. Воронович.

Один из существенных недостатков российской социальной политики — от­сутствие четкой её концепции, целей и приоритетов, основанных на реальных эко­номических возможностях. Все чаще социальная политика становится заложницей у политических демагогов различной окраски, инструментом политических групп в борьбе за власть, а проблемы обеспечения жизнедеятельности населения исполь­зуются исключительно в популистских целях.

Опыт социального реформаторства во многих странах позволяет утверждать, что в качестве основных положений, на которые необходимо ориентироваться при реализации социальной политики на современном этапе развития общества, следу­ет рассматривать следующие:

  • реализм — опора властных структур на реальные возможности по созданию необходимых условий в целях удовлетворения жизненных потребностей лю­дей;

  • открытость — недопустимость манипулирования социальной политикой в популистских целях;

  • опора на реальную информационную базу — властные структуры должны опи­раться на адекватную информацию о ситуации;

  • соответствие целям — отсутствие деформаций, связанных с бюрократизмом;

  • относительность — никакая социальная политика не может полностью удов­летворить в конкретный момент времени потребности каждого конкретного человека;

  • целостность — все звенья и направления государственной социальной поли­тики взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы.

Даже частичное отклонение от этих положений, а хуже, выхолащивание их сущности приводит к девиантным формам социальной политики.

Кроме того, социальная политика должна основываться на принципах, кото­рые, по мнению некоторых ученых и аналитиков, напрямую определяют её эффек­тивность. Приведем наиболее важные из них.

Принцип экономической эффективности и соииапьной справедливости. Важ­ность этого принципа в том, что он является объединенным. Данный принцип гла­сит: экономическая эффективность не противопоставляется справедливости и, на­оборот — справедливость — экономической эффективности. Реализовать на практике этот принцип крайне сложно, ибо справедливость зачастую не хочет счи­таться с экономическими возможностями, а экономическая эффективность — с требованиями справедливости, во всяком случае, с тем, как она понимается темиили иными слоями общества. Все сферы общества гармонично связаны. Гипертро­фия социальных потребностей таит в себе серьезные опасности. Но не менее опас­на недооценка этих потребностей.

Опыт большинства стран свидетельствует: соотношение заработной платы де­сяти процентов наиболее оплачиваемой части населения и такой же доли наи­менее оплачиваемых работников для обеспечения нормального, стабильного раз­вития общества — не должно превышать предельно допустимых цифр. В каждой стране они имеют свою специфику, свои нюансы. Но даже если проявить макси­мальную гибкость, терпимость по отношению к иным точкам зрения, этот показа­тель применительно к нашей стране не должен превышать соотношения 1:8-1:10. Но сегодня он составляет 1:20, а по некоторым исследованиям разрыв еще более значителен. Опасность такого разрыва явно недооценивается многими представи­телями государственной и муниципальной власти. Названная диспропорция далеко не единственная в сегодняшнем российском обществе. Она коррелирует со многи­ми другими.

По данным Н. Римашевской, в нашей стране к бедным могут быть отнесены 51,9% населения, малообеспеченным — 19,1%, среднеобеспеченным — 18,2%, вы­сокообеспеченным — 5,8%, богатым — 3%, «очень богатым» — 2%} Такой раз­рыв не только социально несправедлив, но и экономически неэффективен, обрека­ет многие слои населения на тяжелейшую фрустрацию, которая подрывает экономический потенциал трудоспособного населения. Осенний кризис 1998 г. значительно обострил эту ситуацию — изменилась структура обеспеченности на­селения. Те, кто относил себя к высоко- и среднеобеспеченными перешли, в силу сложившихся обстоятельств, в категории с более низким уровнем доходов.

1 Римашевская И. Сколько сбережений у российского населения? // Власть. — 1998. — № 3. — с. 44.

Важное значение имеет принцип единства социальной зашиты и самозащиты, помощи и самопомощи. Любая форма социальной защиты, а равно и-социальной политики, в конкретно-исторических условиях не может соответствовать социаль­ным потребностям, если она не опирается на активность и самоактивность тех, кто нуждается в этой защите. Отсюда вполне справедливы предложения по реформи­рованию пенсионного обеспечения в плане создания именных накопительных сче­тов граждан, их включение в механизм финансирования пенсий, что позволяет су­щественно увеличить для получателя ее ежемесячный размер. Предполагается, что в долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительному принципу при­мерно в равной пропорции. В тоже время реализация самозащитных механизмов населения в нашем обществе, особенно в провинции, идет крайне медленно в силу пока господствующей в ней патерналистской социальной и политической культу­ры, ориентирующей человека на помощь извне. Кроме того, нельзя не видеть и то­го, что утверждение новых, нетрадиционных подходов в России связано с рядом специфических трудностей. Вот одна из них: «активизация одних групп общества, например, правящего слоя, активизирует общественные группы с противополож­ными ценностями».10

Поэтому для утверждения нетрадиционных подходов в социальной политике необходимы дополнительные усилия, способные нейтрализовать инициируемую ею энергию её оппонентов.

С предыдущим принципом органично связан принцип субсидиарности: те со­циальные проблемы, которые могут быть решены на локальном организационном уровне, не должны передаваться в ведение более высокой организации. Практиче­ское следование этому принципу развивает способность индивидов, социальных групп, общественных организаций, органов власти к самостоятельным действиям, повышает их ответственность за положение, дел на их уровне деятельности. Со­гласно этому принципу предпочтение в решении социальных проблем должно быть отдано негосударственным органам, что содействует развитию инициативы общественных организаций.

Из первых трех принципов проистекает четвертый — не обход г им ост ь поиска новых соииальных приоритетов и ориентиров, утверэюдения их 6 .жизни обшест-ва. При всей важности базисных потребностей — в пище, одежде, жилище, безо­пасности, социальная политика не может быть ограничена, а тем более исчерпана заботой об их удовлетворении. «Высшие» потребности — в справедливости, доб­ре, красоте, истине — также необходимы человеку. Неудовлетворенность решени­ем этих потребностей вызывает многочисленные социальные аномалии и патоло­гии. Принижение нравственных критериев или тем более отказ от них в деятельности работников социальной сферы содействует её дегуманизации.

Модель эффективной социальной политики должна интегрировать и реинтег-рировать общественные связи и отношения, формировать новые социальные общ­ности, обеспечивать реализацию социальных потребностей. Социальная политика, осуществляемая в рамках подобной модели, обеспечивает необходимые гарантии достойного уровня жизни граждан и только в такой ситуации может представлять собой адекватное управление общественным выбором в условиях противоречивых интересов представителей различных социальных групп с целью гармонизации этих интересов и достижения общественного согласия.

Большинство исследователей выделяет следующие основные направления со­циальной политики социального государства:

  1. Общие вопросы политики доходов населения.

  2. Политика в сфере труда и трудовых отношений.

  3. Демографическая политика.

  4. Социальная защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения.

  5. Развитие отраслей социальной сферы.

  6. Социальная защита отдельных групп населения (вынужденные мигранты, рай­оны экологического бедствия и т.д.).

  7. Миграционная политика.

Очевидно, что реализация социальной политики по указанным направлениям требует развития нормативно-правовой базы, подготовленных кадров, социальной инфраструктуры, разработки специфических механизмов реализации социальных программ.

В предыдущих главах приведены подробные характеристики условий реализа­ции социальной политики, поэтому остановимся более подробно на одной из них — социальной инфраструктуре.