Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волгин Н.А. Социальная политика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

4. Основные негосударственные субъекты-институты социальной политики

Основными негосударственными субъектами-институтами социальной политики как в демократическом обществе, так и в обществе, стремящемся перейти от тотали­таризма к демократии, являются профессиональные союзы и политические партии.

Профессиональные союзы — это форма самоорганизации трудящихся (и прежде всего наемных работников) для самозащиты своих прав, свобод и интере­сов на производстве и в обществе.

Право трудящихся на объединение в профсоюзы признается международным сообществом одним из основополагающих прав в области труда, одним из условий постоянного социального прогресса и защищается международными нормами, в частности Конвенциями 87 и 98 МОТ — Конвенцией 1948 года о свободе ассоциа­ции и защите права на организацию, Конвенцией 1949 года о праве на организа­цию и на ведение коллективных переговоров. Согласно Всеобщей декларации прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.), «каждый человек имеет право создавать про­фессиональные союзы и входить в профессиональные союзы для защиты своих интересов» (ст. 23, п.4).

Федеральный Закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях дея­тельности» (№ 10-ФЗ от 12 января 1996 г.) определяет профсоюз как «доброволь­ное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».

В современных демократических обществах существуют три основных типа профсоюзов.

1. Объединения работников для ведения коллективных переговоров и для орга­низации коллективного давления на работодателей в целях добиваться более вы­годных условий продажи своей рабочей силы. Подобного рода организации (тред-юнионы — торговые союзы; от английских слов «trade» — торговый, «union» — союз) впервые возникли в Великобритании в середине 18-го века. Идеология клас­сического тред-юнионизма ограничивает задачи профсоюзов борьбой за улучше­ние условий продажи рабочей силы, за зарплату, не ставит перед ними какие-либо другие цели, в том числе политические.

  1. Организации самозащиты трудящимися всех существенно важных сторон своего конкретно-исторического социального положения, а в развитом виде — своего социального положения в целом.

  2. Компанейские («карманные», «директорские», «желтые») профсоюзы тесно сотрудничают с администрацией предприятий, часто создаются по инициативе или при непосредственной помощи администрации, контролируются ею, помогают ей проводить на предприятии свою политику в отношении работников. Компанейские профсоюзы в той или иной мере имитируют профсоюзную деятельность, а факти­чески подменяют ее деятельностью по сотрудничеству с администрацией как ис­точником социальных рисков для работников.

В странах с тоталитарными режимами (СССР, гитлеровская Германия, Италия в период правления Муссолини и т.п.) организации, называющиеся проф­союзами, носят казарменный и корпоративный характер — жестко контролируют­ся государством напрямую или через посредничество администрации предпри­ятий, не выполняют самостоятельно никаких реальных функций по представительству и защите интересов трудящихся, используются для исполнения лишь тех социальных задач, которые возлагает на них государство.

Деятельность профсоюзов в СССР направлялась и целиком контролировалась партийно-государственным аппаратом, в том числе на уровне предприятий — ад­министрацией предприятий и парткомами. Казарменно-корпоративному характеру профсоюзов соответствовал порядок объединения в одних и тех же организациях и рядовых работников, и администрации (заводской администрации, государствен­ных чиновников). Руководящие органы профсоюзов функционировали по сути как составная часть государственного аппарата.

В России за годы реформ, начатых с конца 1991 г., численность членов проф­союзов сократилась на одну треть — из-за спада производства, закрытия части предприятий, а также из-за появления и увеличения количества частных мелких и средних предприятий, на которых профсоюзы практически отсутствуют. Одно­временно произошли радикальные изменения внутри профсоюзного движения — появились новые профсоюзы, число членов и влияние которых постепенно возрас­тают.

В старых профсоюзах (подавляющая их часть входит в Федерацию независи­мых профсоюзов России — ФНПР) администрация и рядовые наемные работники по-прежнему состоят в одних и тех же организациях, что значительно затрудняет формирование механизма независимого представительства и отстаивания интере­сов трудящихся в их взаимоотношениях с собственниками предприятий, хозяйст­венной администрацией и государственными органами управления.

Создание новых профсоюзов, а также создание рабочих и стачечных комитетов, переизбрание профкомов на волнах забастовок — два главных сегодня способа лишить администрацию ее прежней роли в организациях трудящихся, ее влияния на формирование стратегии и тактики рабочего и профсоюзного движения.

Новые демократические профсоюзы, которые стали возникать еще в СССР с конца 80-х годов (СОЦПРОФ — 1989 г.. Независимый профсоюз горняков — 1990 г. и др.), ориентированы на независимость от государства, собственников и администрации предприятий, на сознательное членство, на объединение наиболее активной части работников. В большинстве новых российских профсоюзов принят в, более или менее жесткой форме классовый критерий членства: уставы не позво­ляют состоять в этих профсоюзах тем или иным работникам администрации, кото­рые в силу своей должности или профессии представляют и обслуживают интере­сы работодателей. Наиболее крупные общероссийские объединения новых профсоюзов — Всероссийская конфедерация труда (ВКТ), Конфедерация труда России (КТР) и объединение СОЦПРОФ. Есть также новые профсоюзные органи­зации, объединенные на региональном и межрегиональном уровнях или же вообще не входящие в какие-либо объединения.

По оценкам экспертов, число членов новых профсоюзов не превышало к концу 2000 г. 1-1,5% общей численности занятых, но в критических ситуациях новые профсоюзы не раз оказывали гораздо более сильное воздействие на ситуацию на предприятиях и в стране, чем многочисленные старые профсоюзы, входящие в ФНПР (пикет на Горбатом мосту летом-осенью 1998 г., организованный Незави­симым профсоюзом горняков России; забастовки, организованные профсоюзом рабочих АО «АвтоВАЗ»«Единство» и др.).

Осенью 2000 г. три общероссийских объединения профсоюзов (ФНПР, ВКТ и КТР) приняты в Международную ассоциацию свободных профсоюзов (МКСП).

Для современного как российского, так и зарубежного профсоюзного движе­ния характерна тенденция дистанцирования от политических организаций. В России профсоюзные лидеры и активисты, опасаясь подчинения профсоюзов партийным аппаратам, вступают, как правило, лишь во временные тактические союзы с политическими партиями — в период предвыборных кампаний, а также эпизодически в порядке лоббирования своих интересов в органах государствен­ной власти. В то же время позиции конкретных профсоюзов по актуальным со­циальным проблемам и в реальных социальных конфликтах в значительной мере определяются политико-идеологическими позициями их руководства. В связи с этим в российском профдвижении есть профсоюзы, выдвигающие и реализую­щие стратегию и тактику социал-демократического (социал-реформистского) ти­па, анархо-синдикалистские организации, а также профсоюзы, находящиеся под явным влиянием взглядов и организаций крайне правого (сталинистского и от­крыто фашистского) толка.

История дает ряд примеров (наиболее яркий — польская «Солидарность» 80-х годов), когда в условиях общественных кризисов, обострения социального проти­востояния профсоюзы фактически действуют как профессионально-политические (классовые) организации, активно включаются в борьбу за радикальное изменение общественной системы.

Главная проблема и главная задача российского профсоюзного движения — превращение профсоюзов в эффективно действующий институт гражданского об­щества как важнейшее условие становления и устойчивости демократического со­циального устройства.