Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волгин Н.А. Социальная политика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

Глава 2.2. Рынок труда и его функции

План:

  1. Понятие рынка труда, его границы

  2. Инфраструктура рынка труда

  3. Специфика предпосылок российской безработицы

  4. Контрольные задания и задачи для самопроверки

  5. Литература

1. Понятие рынка труда, его границы

В развитом товарном хозяйстве существуют множество рынков, различающих­ся своим предметом (объектом купли-продажи). По мере углубления разделения труда, являющегося естественной базой товарного обмена, происходит и все большее дробление рынков, углубляется их специализация. Те или иные особенно­сти структурного развития экономики разных стран отражаются и в степени разви­тости отдельных разновидностей рынков.

Рынок труда обычно присутствует в любой стране с рыночным хозяйством вне зависимости от отраслевой структуры экономики. В рыночном хозяйстве, где ра­бочая сила товар, движение работников-собственников своей рабочей силы отно­сительно рабочих мест опосредуется рынком труда. На рынке труда осуществляет­ся купля-продажа рабочей силы. Когда собственник рабочего места закупит рабочую силу, создаются экономические и юридические предпосылки соединения основных факторов хозяйственной деятельности в производственном процессе. Таким образом, рынок труда — это совокупный спрос и предложение рабочей си­лы, которым опосредуется движение относительно рабочих мест и размещение экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в от­раслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификаци­онном разрезах. Рыночный механизм сочетает в себе как начала саморегулирова­ния в ходе конкуренции, так и направленное воздействие со стороны государства.

Рынок труда в основе своей явление объективное в том смысле, что определя­ется оно характером социально-экономических отношений в обществе независимо от воли людей. Если рабочая сила в условиях данного общества является товаром и само соединение факторов производства (наемной рабочей силы и средств про­изводства) опосредуется куплей-продажей труда, то рынок труда налицо. Уровень же развитости рынка труда (его цивилизованности) зависит от того, в какой степе­ни сложилась инфраструктура этого рынка, в какой степени она содержит разно­образные институты, способствующие функционированию рынка труда. Указан­ная инфраструктура, естественно, результат осознанных акций, а значит, в отличие от самого рынка, объективного характера не имеющая.

В зависимости от пространственного ареала, охватываемого теми или иными рынками труда, последние подразделяются на рынки региональные, общегосудар­ственные, мировой. Степень интегрированности региональных рынков труда в бо­лее широкий рынок труда тем выше, чем при прочих равных условиях мобильнее рабочая сила и чем более развита инфраструктура соответствующего рынка труда.

На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, опосредующие соединение рабочей силы со средствами производст­ва. Тем самым удовлетворяется потребность первых — в труде, а вторых — в за­работной плате.

Большинство исследователей считает, что такие отношения формируются на базе закона стоимости рабочей силы. Но есть и такие, кто рассматривает формиро­вание цен на рынке труда с позиций «предельной полезности последнего рабоче­го» (маржинализм).

Однако ни проблема базы рыночной цены труда, ни проблема демографиче­ской, территориальной или иной сегментации и пр., как бы важны они ни были, не являются основными в данной главе. Дело в том, что среди экономистов-трудовиков получила известное распространение, во многом под влиянием запад­ных ученых, точка зрения, что все экономически активное население (занятые плюс безработные) пребывает на рынке труда. Такая позиция внушает сомнения. «Успех» такого толкования среди российских ученых тем более странен, что как будет показано ниже, сама эта трактовка противоречит элементарным теоретиче­ским посылкам.1

Прежде всего этот подход недооценивает различия между такими специфиче­скими сферами деятельности как сферы производства и обращения. Между тем каждой из них принадлежит свое особое место в воспроизводственном цикле. Иг­норирование этого может существенно исказить картину воспроизводственного процесса, в частности, воспроизводства рабочей силы и характера присущих этому процессу внутренних взаимосвязей. Игнорируя разницу между воспроизводством и обращением такая трактовка по существу расширяет границы рынка, сводя на нет самое производство.

Действительно, если все экономически активное население пребывает на рынке труда, то не остается места для собственно труда, ибо на рынке торгуют своим то­варом, а не используют рабочую силу в производственных целях.

Ущербность такого подхода Россия ощущает на себе. Попятная динамика реаль­ного сектора экономики (в первую очередь, промышленности, строительства, сель­ского хозяйства) к сожалению, не компенсируется существенным ростом кредитно-финансовых структур и ряда отраслей непроизводственной сферы. Плоды этого — захват российского рынка иностранной продукцией, хронические дефициты бюдже­тов всех уровней, неплатежи, голодающие работники бюджетной сферы и т.п.

С другой стороны, такая позиция непоследовательна и в трактовке рынка труда как элемента сферы обращения. Как известно, на рынке объект находится в про­цессе обмена, т.е. смены формы стоимости (товарная — способность человека к труду обменивается на денежную — заработную плату). Однако этот обмен, от­нюдь, не исчерпывает собой сферу обращения. За пределами рынка существуют некоторые процессы, которые хоть и относятся к сфере обращения, но имеют вне­рыночный характер. Это связано как с обращением обычных товаров, так и с об­ращением рабочей силы.

1 Пример расширительной трактовки рынка труда российскими специалистами мы находим на страницах учебника «Экономика труда и социально-трудовые отношения» (Издательство Москов­ского Государственного Университета, 1996.).

На стр. 126 читаем: «Главными составными частями рынка труда являются: совокупное пред­ложение (П), охватывающее всю наемную рабочую силу из числа экономически активного насе­ления, и совокупный спрос (С), как синоним обшей потребности экономики в рабочей силе. Эти составляющие в своем единстве определяют емкость совокупного рынка труда».

Среди западных ученых встречаются специалисты, не разделяющие расширительную трак­товку рынка труда. К их числу принадлежат Р.Д. Эренберг и Р. Смит, которые пишут: «...рынок труда состоит из всех тех, кто покупает или продает труд...В любой конкретный день буквально тысячи форм и тысячи работников находятся «на рынке» и пытаются совершить эту сделку» (Со­временная экономика труда. Теория и государственная политика, — с. 32. Пер. с англ. Издательст­во Московского государственного Университета. 1996).

Купля-продажа товара (когда речь идет об обычных товарах) опосредует пере­ход товара от продавца к покупателю, в ходе чего происходит смена собственника товара. В этом суть купли-продажи как рыночного процесса. Но к сфере обраще­ния относятся и некоторые процессы внерыночного характера. Например, процес­сы, связанные с издержками обращения по поддержанию денежного хозяйства (замена пришедших в негодность купюр и монет, обсчет денежной массы вне рын­ка и т.д.). Тот факт, что это чистые издержки обращения, несомненно, говорит о принадлежности этого явления к сфере обращения. Но очевидно и то, что они эк-зогенны по отношению к рынку. Уже этот пример подтверждает возможность вне­рыночных элементов в сфере обращения.1

Нечто подобное имеет место и в сфере обращения рабочей силы, хотя и со сво­ей спецификой. Купля-продажа рабочей силы в отличие от других товаров не со­провождается сменой ее собственников, поскольку рабочая сила переходит в рас­поряжение покупателя не навсегда, а лишь на время труда. Иными словами, в результате купли-продажи рабочей силы к покупателю (работодателю) переходит лишь право использования способности к труду работника. Работодатель стано­вится и собственником созданного продукта.

Поскольку при купле-продаже рабочей силы последняя и будучи проданной, не меняет собственника, а остается принадлежностью работника, время от времени воз­никает необходимость в корректировках условий оплаты труда и использования труда, чего не происходит при купле-продаже- обычных товаров, проданных раз и навсегда и сменивших собственника. Имеется в виду, что в соответствии с измене­ниями жизненных стандартов меняются принятые нормы оплаты, продолжительно­сти и интенсивности труда, соотношения труда и отдыха и т.д. Однако поскольку это касается занятой, уже используемой в конкретных хозяйственных структурах рабо­чей силы, купленной работодателем, покинувшей рынок труда и переместившейся в сферу производства, эти процессы хоть и относятся к сфере обращения, но носят внерыночный характер. Это, по существу, продолжение процессов обращения, со­вершаемых в сфере производства (использование рабочей силы).

Иными словами, контракт о найме оформляет рыночный акт — куплю-продажу рабочей силы. Дальнейшие же корректировки условий найма, поскольку они ка­саются уже проданной, функционирующей рабочей силы, имеют внерыночный ха­рактер, хотя и протекают в сфере обращения.2

Необходимо добавить, что сторонники расширительной концепции не дают от­ветов по крайней мере, по двум самоочевидным вопросам:

1 С внерыночными явлениями в сфере обращения сталкиваемся и у Дж. М. Кейнса. По Кейнсу искусственное повышение совокупного спроса достигается манипулированием экзогенными по отношению к рынку методами, прежде всего, увеличением государственного долга и эмиссией.

2 Следует иметь в виду, что принадлежность процесса к одной сфере, а протекание его в дру­гой, не такая уж редкость. Вспомним о, так называемых, «дополнительных» издержках обращения (хранения, транспортировки, фасовки), которые связаны с продолжением процессов производства в сфере обращения.


  1. Какова цель пребывания на рынке труда людей, уже вошедших в контакт с ра­ботодателями, совершивших акт купли-продажи рабочей силы, удовлетворен­ных своим рабочим местом и соответствующих требованиям работодателя? По-видимому, функции таких работников целиком переместились из сферы обращения в сферу использования рабочей силы, в сферу труда, и на рынке им просто нечего делать.

  2. В чем экономический смысл рассмотрения всего экономически активного на­селения как пребывающего на рынке труда? Как показал анализ, особого смысла в этом нет. Действительно, прохождение через рынок труда делит эко­номически активное население на две части:

  • на тех, кто нашел своего нанимателя, обрел свое рабочее место и стал за­нятым;

  • и на тех, кто остается на рынке труда, продолжая подыскивать своего на­нимателя и рабочее место.

С экономической точки зрения, это важнейшее деление - на главную произво­дительную силу общества — занятых и некий резерв рабочей силы (хоть и не все­гда по своей воле).

Расширительная трактовка рынка труда игнорирует это деление, вуалируя раз­личие между занятыми и безработными и вопреки здравому смыслу, пытается «вернуть» на рынок труда ту часть экономически активного населения, которая уже побывала там, обрела рабочие места и стала занятым населением. Деление экономически активного населения на занятых и безработных есть результат функционирования рынка труда. Не видеть этого — значит отрицать очевидное и игнорировать одну из реальных функций рынка труда.

Рассмотрение всего экономически активного населения как перманентно пре­бывающего на рынке не может быть оправдано и ссылкой на понимание слова «рынок» как синонима термина «рыночная экономика».

Во-первых, речь идет не о рынке вообще, а о рынке труда как конкретной раз­новидности рынка, с которой понятие «рыночная экономика» никак не образует непосредственного синонимического ряда.

Во-вторых, даже понимание рынка как однозначного с понятием «рыночная эко­номика» не отрицает самостоятельного существования явления «рынок», как некоего «пространства» экономических действий на основе товарообменных отношений. Разновидность именно такого явления и представляет собой рынок труда.

Бессмысленность пребывания на рынке труда занятого населения подтвержда­ется и тем соображением, что на любом рынке собственно рыночное значение имеет лишь неудовлетворенный спрос на тот или иной товар, поскольку только он определяет объем продаж-покупок, т.е. емкость соответствующего рынка. Что касается удовлетворенного спроса то он переносит действие из сферы обращения в совершенно иную сферу — сферу потребления. Неудовлетворенный спрос на рын­ке труда олицетворяют собой те продавцы рабочей силы, которые только еще ищут своего нанимателя, и те работодатели, которые еще только подбирают себе подходящую рабочую силу. Нашедшие же своего контрагента и заключившие до­говор о найме продавцы и покупатели труда покидают рынок труда и удаляются в сферу использования рабочей силы.

Субъектами рынка труда, как всякого рынка, являются продавец и покупатель. Однако в отличие от прочих рынков, где любой индивид может фигурировать либо как продавец, либо как покупатель, субъектами рынка, труда являются строго оп­ределенные по своему социальному положению люди. Так, в роли продавца всегда выступает собственник своей рабочей силы (способность к труду), вынужденный продавать ее в силу отсутствия у него собственных средств производства, а, следо­вательно, и средств существования. В роли же покупателя оказывается собствен­ник средств производства, выступающий как работодатель.

Становление и развитие рынка труда предполагает возникновение структур, представляющих совокупные интересы работников (профсоюзы) и собственников средств производства (союзы работодателей), которые в соответствующих случаях также фигурируют как субъекты рынка труда.

Несколько сложнее обстоит дело с проблемой объекта рынка труда или пред­мета купли-продажи.

Распространено мнение, что действительным объектом купли-продажи на рын­ке труда является не труд, а способность к труду, т.е. рабочая сила человека. Такая точка зрения во многом базируется на постулате К. Маркса., что труд не может быть объектом купли-продажи в силу того, что он (труд) как внешнее явление воз­никает только после того, как участники сделки (работник и работодатель) поки­дают сферу обращения и удаляются в сферу производства. Только там осуществ­ляется процесс труда как использование рабочей силы. А то, чего не существовало до появления на рынке, не может быть предметом обмена. На этом основании счи­талось, что словосочетание «рынок труда» вошло в научный оборот и устоялось как термин, фактически синонимичный понятию «рынок рабочей силы». Причем подразумевалось, что термин «рынок рабочей силы» более точен.1

В последнее время, однако, такая позиция подвергается сомнению. Высказывает­ся, например, такое мнение, что продается-покупается «будущий труд». Сторонники такой позиции пытаются подкрепить ее ссылкой на так называемую «предоплату», т.е. практику перечисления денег за товар до его поставки в натуре. Хотя такое явле­ние как «предоплата» имеет широкое распространение, особенно в сфере услуг, та­кой довод вряд ли можно рассматривать как вполне доказательный, поскольку все-таки в этом случае продается нечто, в данный момент не существующее.

Однако анализ указанной позиции открывает в ней определенное рациональное зерно. Дело в том, что так называемая «предоплата» имеет место, как правило, при расчетах фирм и других коммерческих структур со своей клиентурой (заказчика­ми). Что касается расчетов работодателя с наемным работником, то по общему правилу они производятся уже после того, как работник затратил свой труд. То есть оплачивается не будущий, а уже состоявшийся овеществленный труд. А это представляет собой уже не мнимую, во всяком случае, не проблематическую, а вполне реальную ценность.

Думается, что вышеприведенные соображения свидетельствуют в пользу того, что действительным объектом купли-продажи на рынке труда является именно труд.

Возможное здесь возражение может состоять в следующем: если к моменту выплаты заработной платы в распоряжении работодателя оказывается затраченный труд в овеществленном виде, т.е. продукт, не сводится ли купля-продажа труда к акту купли-продажи продукта? Нет, не сводится.