Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Волгин Н.А. Социальная политика.doc
Скачиваний:
38
Добавлен:
02.12.2018
Размер:
5.12 Mб
Скачать

5. Особенности реализации социальной политики в отраслях социальной сферы различных регионов

В постановлениях Правительства Российской Федерации, касающихся различ­ных аспектов реализации социальной политики, критерии выделения регионов, которым может быть оказана помощь в социальном развитии не определены. При классификации регионов в одних случаях разработчики обычно пользуются произ­вольным числом характеристик. Поскольку регионы существенно отличаются эко­номическим потенциалом, численностью населения, природными ресурсами, за­нимаемой площадью и другими характеристиками, необходимо для определения основных социальных показателей приходится руководствоваться более дробными критериями.

Слабая разработанность единой методики определения бюджетной потребно­сти на базе социальных стандартов и норм не обеспечивает полную «прозрач­ность» расходования бюджета в территориях и проведения бюджетного регулиро­вания, ориентированного на стимулирование регионов к зарабатыванию средств и повышению собираемости налогов. На практике применяются различные способы совершенствования правил и принципов построения бюджетно-налоговой систе­мы. Выделим наиболее существенные из них: необходимость обеспечения равен­ства всех субъектов Федерации в бюджетно-налоговом отношении с Центром не­зависимо от статуса региона; установление принципов единообразия, открытости (прозрачности); права прямого участия субъектов Федерации в подготовке норма­тивных документов по налогово-бюджетным проблемам, затрагивающим их инте­ресы; необходимость четкого разграничения расходов по объектам, отраслям со­циальной сферы из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации; самостоятельность бюджетов субъектов Федерации при определении объёмов на­логов и сборов, касающихся собственных интересов большинства регионов.

Региональная политика в области повышения уровня жизни и денежных дохо­дов населения нацелена на удовлетворение личных потребностей людей, т.е. уров­ня потребления материальных, духовных, социальных благ и услуг населения, от­дельных социальных слоев и групп. . Для сравнения показателей уровня жизни различных регионов используются:

  • показатели, характеризующие уровень благосостояния: доходы населения, общественные фонды потребления, общий объем потребления основных това­ров, благ и услуг (на душу населения), обеспеченность разными видами соци­ального и коммунально-бытового обслуживания, социальное обеспечения;

  • нормативные показатели количественной и качественной оценки потребностей населения: потребительский бюджет; нормативы социального обслуживания, основных видов потребления услуг; степень удовлетворения потребностей;

  • показатели образа жизни: социальные условия жизни и труда населения, усло­вия распределения благ и услуг, оценка имущества населения, количественная и качественная характеристики учреждения социального обслуживания, ис­пользования внерабочего времени, занятость и социальная стабильность, усло­вия отдыха и физической культуры;

  • результирующие показатели — рождаемость, смертность, естественный при­рост, средняя продолжительность жизни, сальдо миграции, образования и культурный уровень населения.

В системе этих показателей одним из основных являются доходы населения. В регионах России величины среднедушевого дохода претерпевают значительные изменения в районах и центрах, не относящихся к крупным мегаполисам. Наи­большие среднедушевые доходы в последние годы отмечаются в Центральном и Западно-Сибирском, наименьшие — в Северо-Кавказском и Центрально-

Чернозёмном регионах. Неравномерность распределения доходов в субъектах Фе­дерации демонстрируют и следующие расчётные показатели. В 48 субъектах Фе­дерации доход составляет 75% от среднего уровня доходов населения России, в пятнадцати — от 75 до 100%, в девяти — от 100 до 125%, в семи — 125%.

Региональная политика в сфере воспроизводства населения, занятости и функ­ционирования рынка труда направлена на регулирование демографических про­цессов (изменение численности, половозрастного состава населения, его профес­сионального и образовательного уровня, развитие семьи).

На фоне всё продолжающегося старения населения многие субъекты Федера­ции превращаются в демографически неблагоприятные зоны с деформированной структурой трудовых ресурсов. Сегодня на одного пенсионера приходится 1,8 ра­ботник, что при низкой доходности работающих не позволяет обеспечить доста­точно высокий уровень пенсий. Увеличение безработицы вынуждает прибегать для регулирования занятости к снижению пенсионного возраста. С другой сторо­ны, старение населения и соответствующее увеличение нагрузки на работающих граждан создаёт ситуацию нежелательности сокращения пенсионного возраста.

Демографические показатели служат основой для проведения социальной по­литики в сфере занятости, а также при регулировании рынка труда и реализации программ сохранения рабочих мест. Рынки труда и рабочей силы имеют ярко вы­раженные региональные особенности.

Региональная специфика занятости и функционирования рынка труда, кроме указанных причин, обусловлена особенностями формирования экономически ак­тивного населения с учётом возможностей рынка труда, сложившимся уровнем и структурой занятости, а также наличием завершённых производственных циклов, соответствующей сырьевой базы, инвестиционной привлекательностью региона. Неравномерное развитие регионов не позволяет многим из них поддержать тре­буемый уровень занятости. В регионах совокупность социально-трудовых отно­шений по поводу найма и применения труда работников в региональной структуре производства (рынок труда) формируется под влиянием региональной социальной политики, учитывающей социальные, национальные, культурные, трудовые тра­диции. Оптимальным соотношением для типичных регионов является равная чис­ленность занятых в материальной и непроизводственной сфере. Однако в ближай­шие годы такого соотношения могут добиться лишь регионы, в которых сегодня происходит рост материального производства. Сейчас в ряде дореформенных де­прессивных регионов (Бурятия, Чувашская Республика, Алтайский край, Амур­ская, Кировская, Курганская и Читинская область) намечается поэтапное прибли­жение к рациональным нормативам потребления услуг. Вместе с тем на сегодняшний день существенно различается степень удовлетворённости в тех или иных видах услуг в новых депрессивных регионах (Удмуртской Республики, Ха­баровском крае, Архангельской и Ивановской областях). Соответственно в этих регионах существенно различаются темпы роста численности работников по от­раслям непроизводственной сферы.

Приоритеты в осуществлении большинства образовательных программ также переходят в регионы. Однако требуется сохранение государственного патронажа образования,-науки, культуры на федеральном уровне, без чего сохранение едино­го образовательного пространства невозможно. Сегодня регионы разрабатывают и реализуют собственную концепцию развития системы регионального образования, основой которой должна стать идея возведения системы образования в ранг на­ционального приоритета.

Эта задача не может быть решена сегодня отдельно ни федеральным Центром, ни каждым регионом в отдельности. Регионализация в сфере образования обу­словлена отказом от унитарной модели образования и одновременно необходимо­стью обогащения единого образовательного пространства страны. Федеральный уровень призван решать вопросы, которые не под силу регионам или же их реше­ние каждым регионом в отдельности нерационально. В субъектах Федерации со­вместными усилиями федеральных, региональных и местных органов власти пред­стоит создание условий постепенного перехода к автономному функционированию и развитию региональных образовательных систем в соответствии с социально-экономическими, культурными и образовательными потребностями.

Задача региональной политики в области развития культуры заключается в материализации намеченных в программе социального развития региона меро­приятий. В связи с развитием рыночных отношений внимание региональных орга­нов власти концентрируется на повышении эффективности выделяемых учрежде­ниям культуры бюджетных средств, переводе учреждений культуры на частичное самофинансирование, поиске оптимальной структуры многоканального финанси­рования региональных социальных программ.

В развитии культуры в регионах намечаются различные пути сохранения принципа преемственности культуры, охраны культурного наследия, осуществле­ния демократизации культуры, обеспечения участия широких масс в культурной жизни, согласованности экономического и культурного развития, создания воз­можностей для развития творческой личности, утверждения культуры различных наций и народностей. Наметившееся в последние годы ухудшение положения культуры в регионах, вызванное процессом разрушения единого культурного про­странства страны, приводит к возрастанию опасности коррозии культуры из-за усиления межнациональных конфликтов, растраты духовного потенциала народов, вынужденных в массовом порядке мигрировать по разным причинам. Эти внешние факторы, негативно влияющие на развитие культуры, дополняются внутренними, которые ставят под риск сохранение культурных ценностей. Альтернативы в раз­витии культуры, строящиеся на вседозволенности, отрицательно сказываются на духовном развитии людей.

В этих условиях регионы пытаются самостоятельно решать проблемы развития культуры, определяют меры по созданию условий для развития творческого по­тенциала республики и процессов интеграции в российское и международное культурное пространство.

Необходимость реформирования региональной системы здравоохранения и ме­дицинского страхования вызвана постоянным снижением возможностей качест­венного медицинского обслуживания населения. Из за слабого обеспечения отрас­ли из федерального бюджета сегодня уже 80 процентов расходов на здравоохранение несут региональные бюджеты. Регионы сегодня сами стали опре­делять собственную тактику развития отрасли с учетом региональных особенно­стей, посредством разработки и реализации целевых программ развития отрасли и организации практической работы по оказанию медицинской помощи населению. Однако финансовые возможности регионов резко отличаются друг от друга. Во-первых, регионы в доперестроечный период достигли различного уровня развито­ста системы здравоохранения. Сегодня различный экономический потенциал ре­гионов, обусловленный их разным стартовым потенциалом, при резком ослабле­нии перераспределительной функции государства создает диспропорции в дина­мике развития различных регионов, что вносит диспропорции в качество медицинского обслуживания граждан, доступе всех людей к необходимой меди­цинской помощи. Диспропорции в финансовом обеспечении населения регионов средствами региональных бюджетов и обязательного медицинского страхования достигла огромных размеров. Одним из инструментов уменьшения отмеченных диспропорций является Территориальная программа государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью. Этой программой опре­делен минимальный социальный стандарт, ниже которого в территориальных про­граммах не могут быть установлены объём и условия оказания медицинской по­мощи. Обеспечение этого стандарта осуществляется поступлениями обязательного медицинского страхования и бюджета всех уровней.

Социальная политика государства, как бы она не называлась, во все времена была направлена на оказание социальной защиты и помощи гражданам.

Центр тяжести оказания государственной социальной помощи социально уяз­вимым семьям и гражданам всё больше смещается в регионы. Проведённый тра­диционный анализ документов Министерства труда и социального развития Рос­сийской Федерации позволил определить типы уязвимых семей и состояние социальной помощи населению в регионах. Во всех регионах оказывается помощь инвалидам I и II групп, в 49 регионах из 52 обследованных оказывается помощь одиноким пенсионерам и семьям состоящим из одних пенсионеров, в 41 субъектах Федерации — неполным семьям и семьям, имеющим на попечении детей сирот, в 32-х — беременным женщинам, в 26-ти — хроническим больным, в 19-ти — кор­мящим матерям и семьям несовершеннолетних родителей, в 18-ти — студенче­ским семьям. Волгоградская, Ленинградская, Ростовская, Пермская области и дру­гие регионы приняли законы об оказании адресной социальной помощи населению. Концепции региональной семейной политики, принятые в ряде регио­нов, включают в себя базовые принципы предоставления гарантий поддержания социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и соз­дание условий экономически активным членам семьи для общественно полезной деятельности и повышения благосостояния семьи. Законы и подзаконные акты субъектов Федерации не могут ухудшать положение по сравнению с федеральной нормой. Исходя из этого принципа многие регионы, напротив, вводят дополни­тельные льготы для малообеспеченных семей. Так, в Белгородской области к чис­лу малообеспеченных, которым оказывается помощь, дополнительно отнесены се­мьи с детьми до 16 лет, студенческие семьи, семьи, в которых имеются беременные женщины. В Краснодарском крае к числу бедных относятся семьи, доходы которых не превышают уровня стоимостной оценки продуктового набора прожиточного минимума. В Республике Мордовия и Тамбовской области к числу социально уязвимых отнесены неполные семьи с тремя и более детьми до 18 лет, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

В целом, регионы по разному определяют критерии социальной помощи и её размеры. Как правило, к социально уязвимым категориям населения отнесены: многодетные семьи, одинокие родители, семьи, где имеются дети-инвалиды, дети-сироты, дети из социально неблагополучных семей, пожилые и престарелые граж­дане, инвалиды, беженцы, переселенцы. Главная трудность, с которой столкнулись все регионы — отсутствие методики для определения дохода для возникновения права на помощь.

Таким образом, социальная политика в регионе должна осуществляться совме­стными усилиями и возможностями региональных и местных структур с помощью федеральных органов на основе концепции, выработанной их совместными уси­лиями. Объектами социальной политики особого внимания на ближайший период должны стать уровень жизни и здоровья всех слоев населения, образовательный потенциал, профессиональная структура, социальная мобильность населения, се­мья, жилище, культурная сфера, социальная защита и помощь. Лишь'научно обос­нованное обеспечение функционирования взаимосвязей федерального, региональ­ного и местного уровней при реализации социальной политики, учет финансовых возможностей и состояния дел в социальной сфере регионов, обеспечение право­вой и нормативной базы для проведения социальных реформ позволит решить от­меченные острые социальные проблемы.