Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Publichnaya_sobstvennost_Vinnitskiy_A_V__Statu.docx
Скачиваний:
77
Добавлен:
24.01.2021
Размер:
1.55 Mб
Скачать

§ 2. "Административное управление" федеральным имуществом,

вверенным государственным корпорациям

Противоречивость правового статуса госкорпораций проявляется в том, что отдельное имущество может передаваться им не в собственность, а в управление с сохранением на него права федеральной собственности. Речь идет опять же о "Ростехнологиях" и "Росатоме", одной из главных целей деятельности которых является управление государственным имуществом в установленной для них сфере деятельности <1>. В рамках реализации рассматриваемой функции корпорации осуществляют от имени Российской Федерации права акционера в отношении акционерных обществ с государственным участием и права собственника имущества в отношении федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий, а также некоторого иного (казенного) федерального имущества.

--------------------------------

<1> См.: ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", п. 12.1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О государственной корпорации "Ростехнологии".

Надо сказать, что на "Ростехнологии" изначально не была возложена функция по управлению федеральным имуществом, однако впоследствии законодатель пошел во многом по аналогии с "Росатомом" и внес соответствующие изменения Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 88-ФЗ (СЗ РФ. 2007. N 48 (ч. 2). Ст. 5814).

Таким образом, "Росатом" и "Ростехнологии" официально признаны субъектами управления государственным имуществом и по своему правовому положению сближены с федеральным агентством (кстати говоря, ранее существовавшее Федеральное агентство по атомной энергии было упразднено именно в связи с созданием "Росатома"). Однако, с другой стороны, государственным органам запрещено вмешиваться в деятельность корпораций, которые при этом не входят в систему федеральных органов власти, что заставляет сомневаться в административно-процессуальном характере форм и методов деятельности "Росатома" и "Ростехнологий".

Прежде всего, остается неясным ответ на главный вопрос: распространяется ли установленный для государственных органов порядок управления публичным имуществом на госкорпорации и являются ли их распорядительные действия административными актами либо публично-правовой механизм осуществления правомочий собственника здесь замещается частноправовым? Кроме того, неясно, имеет ли какие-либо существенные отличия механизм управления корпорацией федеральным имуществом от механизма управления собственным имуществом. Для разъяснения этих вопросов обратимся к детальному анализу складывающихся в исследуемой сфере отношений.

2.1. Особенности управления акциями, находящимися

в федеральной собственности

В сфере атомной энергетики были предусмотрены сложные структурные изменения, в том числе преобразование значительного числа федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества с последующим внесением соответствующих пакетов акций в уставный капитал ОАО "Атомный энергопромышленный комплекс" (100% его акций, в свою очередь, передаются "Росатому") либо непосредственно в собственность "Росатома" <1>. Именно в отношении таких преобразуемых компаний корпорация и осуществляет права акционера вплоть до завершения реорганизационных процедур <2>. Равным образом и Ростехнологии осуществляют права акционера в отношении тех хозяйственных обществ, акции которых передаются корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации вплоть до окончания процедур передачи <3>.

--------------------------------

<1> Перечень из десятков акционируемых предприятий содержится в приложении N 5 к Указу Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 "О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации", а также в приложении N 3 Постановления Правительства РФ от 26 мая 2007 г. N 319 "О мерах по созданию открытого акционерного общества "Атомный энергопромышленный комплекс" (СЗ РФ. 2007. N 23. Ст. 2788).

<2> См.: подп. "г" п. 1 ч. 1 ст. 5, ч. 3 ст. 38 Федерального закона "О государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; подп. "б" п. 4 Указа Президента РФ "О мерах по созданию государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 346 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 369" (СЗ РФ. 2008. N 19. Ст. 2182); Указ Президента РФ от 30 июня 2012 г. N 932 "Об имущественном взносе Российской Федерации в Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" (СЗ РФ. 2012. N 28. Ст. 3883).

<3> См.: приложения N 1, 2, 3 и п. п. 1, 2 Указа Президента РФ от 10 июля 2008 г. N 1052 "Вопросы государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии".

Таким образом, реализация корпорациями от имени государства прав акционера носит временный характер и нацелена на то, чтобы они самостоятельно завершили все структурные преобразования. Российская Федерация остается акционером в течение переходного периода лишь формально, поскольку все управленческие правомочия сконцентрированы в руках госкорпораций. Подчеркнем, однако, что "Росатом" и "Ростехнологии" уполномочены не на распоряжение находящимися в федеральной собственности акциями (их продажу, передачу в доверительное управление, залог и т.д.), а именно на осуществление прав, удостоверенных акциями, т.е. на управление или участие в управлении подведомственными хозяйственными обществами. Дело в том, что юридическая судьба самих акций уже определена федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (они передаются госкорпорациям или их дочерним обществам), в связи с чем на "Росатом" и "Ростехнологии" возложена только текущая реализация прав акционера в переходный период.

Основной интерес вызывают процедуры осуществления прав акционера госкорпорациями от имени Российской Федерации. Применительно к системе "Росатома" здесь действует специальный нормативный акт - Постановление Правительства РФ от 29 сентября 2007 г. N 627 "О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности". Анализ данного порядка свидетельствует о том, что здесь в целом сохранена административно-процессуальная форма волеизъявления государства (в лице корпорации, Правительства РФ, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти) как лица, представленного в органах управления акционерного общества. Следовательно, механизм управления корпорацией принадлежащими государству пакетами акций существенно отличается от управления собственными акциями.

Однако применительно к "Ростехнологиям" аналогичного специального порядка в течение 2007 - 2009 гг. не было предусмотрено. Не распространялись на корпорацию и общие процедуры реализации от имени Российской Федерации прав акционера <1>. Лишь в конце 2009 г. было издано Постановление Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 831 "Об осуществлении Государственной корпорацией "Ростехнологии" от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации "Ростехнологии" в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции")".

<2> СЗ РФ. 2009. N 44. Ст. 5238.

Между тем восполнение пробела решило проблему лишь частично, поскольку после завершения реорганизационных процедур госкорпорации (их дочерние структуры) становятся полноправными собственниками акций и осуществляют права акционера, как мы уже писали ранее, по собственному усмотрению в рамках корпоративного законодательства без надлежащего контроля со стороны государства. Поэтому есть все основания для того, чтобы установить для госкорпораций универсальный публично-правовой порядок осуществления прав акционера как в переходный период, так и после завершения реорганизационных процедур.