Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kniga_Ekonomicheskaya_bezopastnost.doc
Скачиваний:
68
Добавлен:
30.08.2019
Размер:
11.08 Mб
Скачать

Глава 44

БЕДНОСТЬ КАК ИНДИКАТОР НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ, ГРУППЫ РИСКА, ПОЛИТИКА

К числу социальных индикаторов, влияющих на экономическую и нацио­нальную безопасность страны, принято относить уровень бедности населения. Одним из социальных последствий рыночных преобразований в России стало падение реальных доходов большей части российских граждан и рост их диф­ференциации, приведших к увеличению численности бедного населения. Со­гласно официальным данным Госкомстата России, в 2000 г. реальные доходы граждан составили 35,8%1 доходов десятилетней давности, а коэффициент дифференциации увеличился с 4,5 до 14. Следствие таких изменений - увели­чение доли бедного населения.

По официальным данным, уровень бедности (доля населения с доходами ниже прожиточного минимума) в России на протяжении последнего десяти­летия колебался в пределах 10% и составил в 2001 г. 27,3% (рис. 44.1).

Рис. 44.1. Динамика уровня бедности населения, по данным Госкомстата России, %

1 Рассчитано автором по данным Госкомстата России: Социально-экономическое положение России в 2000 г. М.: Госкомстат России, 2001; Социальное положение и уровень жизни населе­ния России. М.: Госкомстат России, 2000.

Несмотря на значительное число исследований, посвященных различным аспектам бедности, эта проблема остается предметом острых политических и научных дискуссий как в России, так и в мире. Ее основными объектами по-прежнему остаются само понятие «бедность», а также достоверность способов ее измерения. Оценка уровня бедности никогда не бывает полностью объек­тивна и в значительной мере обусловлена планкой бедности, установленной государством (что, скорее, вопрос политики), а также целью измерения - на­учной, статистической или политической. По этой причине неудивителен широкий разброс официальных оценок уровня бедности, оценок независи­мых экспертов и общественно-политических институтов.

Даже при использовании единой концепции бедности данные о ее масштабах могут расхо­диться, поскольку они опираются на различные подходы к оценке доходов, определению черты бедности, а также на разные периоды наблюдения за до­машним хозяйством. Об этом, в частности, свидетельствуют данные о дина­мике уровня бедности, полученные из различных источников: Госкомстата России и Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS). Если в 1996 г. уровень бедности, по данным Госкомстата России, достиг минимального значения (22%), то его расчетная величина, поданным RLMS, составляла 36,3%. В 2001 г., напротив, официальный уро­вень бедности увеличился до 27,3%, а по данным RLMS - снизился до 18,9%.

44.1. Подходы к измерению бедности

В мировой практике используются три основных подхода (концепции) к определению бедности: абсолютный, относительный и субъективный.

Абсолютная концепция бедности исходит из понимания бедности как аб­солютного уровня дохода, ниже которого невозможно поддерживать мини­мальный для данного общества уровень жизни. Минимальный уровень жизни общества обычно считается стабильным и не зависящим от времени, а мини­мальные потребности человека в питательных веществах считаются в основ­ном одинаковыми во всех странах и требуют незначительных корректировок с учетом природно-климатических условий. Измерение абсолютного уровня бедности базируется на сравнении дохода со стоимостью минимальной потре­бительской корзины (предметов первой необходимости).

Говоря об абсолютной бедности, нередко используется термин «уровень выживания». Люди, чей доход оказывается ниже этого уровня, не могут вы­жить без социальной поддержки. Уровень выживания фактически ниже того, что можно было бы назвать чертой бедности, поскольку в любом обществе бедность рассматривается как более сложное социальное явление, чем просто выживание. Оппоненты абсолютной концепции бедности считают, что черта абсолютной бедности может использоваться для измерения бедности лишь в той степени, в которой денежные доходы отражают реальное потребление1, а также указывают на невозможность определения такого минимума в связи с различным стилем жизни2.

В соответствии с относительной концепцией к бедным категориям населе­ния относятся те, чей доход не позволяет жить в рамках признанного и преоб­ладающего в данном обществе стандарта потребления. Согласно данной кон­цепции бедность будет существовать всегда и везде, поскольку дифференциа­ция благосостояния характерна для любого общества.

Концепция субъективной бедности основывается на субъективных оценках людей своего материального положения. Ее критики, как правило, ссылают­ся на невозможность сопоставления уровней благосостояния и сравнения субъективных данных.

Кроме того, каждая из вышеназванных концепций в чистом виде обладает недостатками, серьезно затрудняющими ее использование в качестве исход­ного пункта измерения бедности. Поэтому статистическая практика пошла по пути комбинирования нескольких концепций.

1 Оценка бедности в России. Доклад Всемирного банка. М., 1994. С. 18.

2 Townsend P. Poverty in the United Kingdom. A survey of household resources and standards of living. N.Y., 1979.

Существует несколько способов измерения бедности. Один из них - удель­ный вес бедного населения. Недостаток данного показателя состоит в том, что он не учитывает степень и остроту данного явления. Например, он объе­диняет тех, у кого отсутствовали доходы, и тех, чьи доходы незначительно от­личались от доходов при бедности. Показатель глубины бедности Р1 Фосте-ра-Греера-Торбеке учитывает, насколько ниже черты бедности находятся до­ходы и расходы, а показатель остроты бедности Р2 отражает глубину бедности домашних хозяйств, находящихся намного ниже черты бедности. Второй по­казатель более полезен, чем показатель доли бедного населения, для сравне­ния изменений во времени и оценки воздействия тех или иных мер государст­венной политики, направленной на смягчение проблемы бедности. Так, на­пример, если уровень бедности населения, по официальным данным, в первые два года реформ снизился, то острота бедности увеличилась на 47%

Другие способы измерения бедности - по доле реального потребления се­мей (по доле расходов в доходах) и по доле расходов на продукты питания различных групп населения. В 1992 г. наиболее бедные группы (т.е. чьи расхо­ды составляли менее 50% черты бедности) расходовали на продукты питания 68,5% доходов, в 1993 г. эта доля увеличилась до 77%2.

Проблема бедности существовала в России и в дореформенный период. По оценкам отечественных и зарубежных специалистов, она достигала 10-15% всего населения, а по отдельным категориям населения - 39%3. Однако идео­логическое отрицание бедности в советский период уживалось с четко сформу­лированной политикой поддержки доходов населения и всеобщей обязатель­ной занятости трудоспособного населения в сочетании с жесткой системой льгот и привилегий отдельных категорий граждан, имеющих заслуги перед го­сударством. Традиционно бедными слоями населения в советский период, как правило, считались многодетные семьи, семьи, оставшиеся без кормиль­ца, и одинокие пенсионеры. В 1992 г. впервые были опубликованы данные о социально-демографических характеристиках бедных семей в России. Они, в частности, показывали негативные структурные сдвиги в составе бедных се­мей в период 1978-1989 гг. - снижение доли традиционно бедных категорий населения и увеличение доли социально благополучных семей4.

Термин «черта бедности» стал открыто употребляться в России лишь в на­чале 1990-х гг., а в 1992 г. была принята официальная методика измерения бедности, в соответствии с которой суммарные доходы и расходы семьи срав­ниваются с конкретной чертой бедности для семьи и отражают различные официальные расчеты прожиточного минимума для определенных групп - де­тей, престарелых и трудоспособных граждан. Черта бедности определяется Минтрудом России и Госкомстатом России.

Количественная оценка бедности в России затруднена из-за:

1 Оценка бедности в России. Доклад Всемирного банка. С. 21.

2 Там же. С. 20.

3 Ellman М. A note on the distribution of income in the USSR under Gorbachov // Soviet Studies. 1990. Vol. 42. № 1. P. 147, 148. По оценке В.Г. Зинина, в 1975 г., когда граница бедности соответство­вала душевому доходу в 50 руб., в целом по стране среди семей рабочих и служащих доля имев­ших доходы ниже черты бедности составляла 16%, а среди колхозников - 39%. В 1985 г., при по­роге бедности в 75 руб., - соответственно 16,3 и 27,6%. По данным ИСЭПН РАН, накануне ре­форм (1989 г.) к категории бедных относились 16-25% общей численности населения.

4 Социально-экономические исследования благосостояния, образа и уровня жизни населения го­рода (проект был осуществлен в рамках проекта Таганрог-3. Рук. Н. Римашевская). М.: ИСЭПН РАН, 1989. С. 215.

• широкой распространенности неформального сектора и неденежных от­ношений в экономике, что существенно усложняет измерение доходов рос­сийских семей;

  • высокой доходной мобильности российских домохозяйств в условиях не­регулярности и задержки выплаты доходов;

  • использования различных методологических подходов для определения черты бедности и оценки уровня доходов.

Согласно российскому подходу к определению и измерению бедности граждане или домохозяйства с доходами ниже прожиточного минимума счи­таются бедными. По масштабам распространения бедности за период реформ в России наиболее неблагоприятными были 1992, 1993, 1999 и 2000 гг., когда доля бедных поднималась до 30% и выше1. В 1992-1993 гг. это стало следстви­ем либерализации цен, в результате чего реальные доходы граждан снизились на 40%. В 1999 г. высокий уровень бедности стал следствием финансового кризиса 1998 г. В 2000 г. рост численности бедных произошел на фоне эконо­мического роста и увеличения среднего уровня доходов, что на первый взгляд парадоксально. На самом деле, в данном случае к расширению масштабов бед­ности привело изменение методики расчета величины прожиточного миниму­ма. Если к данным 2000 г. применить методику оценки доли бедных на основе прожиточного минимума 1992 г., то в 2000 г. доля бедных оценивалась бы на уровне 26% (согласно прожиточному минимуму 2000 г. она составила 33%).

В соответствии с официальными данными на текущий момент:

  • около 1 населения России имеет располагаемые ресурсы ниже прожи­точного минимума, т.е. относится к бедным в соответствии с российскими стандартами определения и измерения бедности;

  • около 10% населения не может себе позволить в достаточном количестве покупать даже самые дешевые продукты питания, что свидетельствует о про­явлении формы крайней бедности.

В значительной степени основой расширения масштабов бедности стали глу­бокие трансформационные изменения российского общества и глубокий спад в экономике страны, продолжавшийся на протяжении почти целого десятилетия. Поэтому перспективы в отношении сокращения бедности в значительной степе­ни связаны с возобновлением роста экономики. Вместе с тем трансформацион­ные процессы сопровождаются беспрецедентным ростом неравенства в распре­делении результатов экономической деятельности, который наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и межрегиональном разрезе.

Главным барьером для бедных стал доступ к доходам как на рынке труда, так и в сфере социальных трансфертов (табл. 44.1-44.3)2.

Таблица 44.2

Таблица 44.3

Соотношение минимального и среднего размеров пособия на ребенка с величиной прожиточного минимума (1998-2003 гг.)

Показатель

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Минимальное ежемесячное пособие на ребенка, руб.

58,4

58,4

58,4

70,0

70,0

70,0

В % величины прожиточного минимума ребенка

8,1

6,1

4,6

4,5

3,7

3,4

Среднее пособие на ребенка, руб.

71,5

69,1

70,6

84,7

86,5

-

В % величины прожиточного минимума ребенка

9,9

7,3

5,6

5,4

4,6

-

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]