Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крылов Д.А. - Хождения в политику. Введение в неформальную политологию. Чита, 1997. - 409 с..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.47 Mб
Скачать

А. Авторханов

Первоначально формула "советский народ" была обобщающей и служила для обозначения людей разных национальностей, живущих при общем для всех советском режиме. "Советский народ", "Советский Союз", "Советское правительство", "Советская Армия", "советский человек" - прилагательное "Советское" во всех этих сочетаниях в смысле национальном - абсолютный нонсенс, а в смысле политическом - намеренная дезинформация. Мало-мальски осведомленный человек знает, что Советская власть в России существовала - и то наполовину (так называемое двоевластие) - только восемь месяцев: от февральской революции и до большевистской октябрьской революции 1917 года. После этого власть перешла от Советов к большевикам, и Советы превратились в ширму монопартийной диктатуры. Но вот партия провозгласила на своем XXIV съезде в 1971 году, что термин "советский народ" означает не то, чем это люди до сих пор считали, а некое принципиальное новое и даже феноменальное явление: "советский народ" - это интернациональная нация! Читайте официальное определение, что такое "советский народ", в котором присутствуют все признаки нормальной нации: "Советский народ, новая историческая, социальная и интернациональная общность людей, имеющих единую территорию, экономику, социалистическую по содержанию культуру, союзное общенародное государство и общую цель - построение коммунизма... Общим языком... является русский язык". И тут же приведена цитата из Ленина, что он еще в 1914 году предвидел "уничтожение теперешних национальных перегородок" (БСЭ, Т. 24. Ч. 1. С. 25. М., 1976).

Сталин говорил лишь о "социалистических нациях" Советского Союза, что тоже бессмыслица, ибо в истории не было ни рабовладельческих, ни феодальных наций, как нет и капиталистических наций. Брежнев пошел дальше Сталина, провозгласив новую единую нацию, которая исчезнет только вместе с исчезновением советской власти. Не страшна была новая догма, страшными оказались ее последствия. После XXIV съезда последовал ряд решений ЦК КПСС и центральных комитетов компартий союзных республик о расширении программы изучения русского языка в школах за счет резкого уменьшения удельного веса родного языка. Вот тогда впервые появилась идея не только о постепенном переводе всех типов школ на русский язык обучения, но и о создании специальной сети детских садов в национальных республиках для нерусских детей на русском языке. В ход пустили и демагогию: "великий русский язык - это язык великого Ленина"! Кто же из националов посмеет не учить язык великого Ленина? Хотя конечной целью языковой политики Кремля на всех этапах оставалось превращение русского языка в общий язык для всех нерусских народов, все же такой известный "языковед", как Сталин (вспомните его работу "Марксизм и языкознание", написанную в 1951 году), решил, что путь к этому лежит через национальную консолидацию, то есть через слияние родственных наций и народностей в отдельные "зональные нации" со своими "зональными языками". Ведь бывшая Российская, а ныне Советская империя была и осталась современным Вавилоном наций, народностей и языков. Перепись населения 1926 года учла 194 национальности со своим собственным языком, некоторые из них, конечно, были диалектами какого-нибудь основного языка, хотя каждая из народностей настаивала на самостоятельности своего языка.

По лингвистическим признакам языки народов Советского Союза ученые делят на следующие группы:

1. Славянская группа (русские, украинцы, белорусы плюс национальные подгруппы из западных славян).

2. Тюркская группа (узбеки, казахи, азербайджанцы, туркмены, киргизы, татары, чуваши, башкиры, якуты, каракалпаки, тувинцы, карачаевцы, балкарцы, хакасы, алтайцы, гагаузы, калмыки, ногайцы, уйгуры, шорцы, крымчаки и другие).

3. Угро-финская группа (эстонцы, мордва, удмурты, марийцы, коми, карелы, финны, фанты, вепсы, манси, венгры).

4. Летто-литовская группа (литовцы, латыши).

5. Армянская группа.

6. Картвельская группа (в основном, грузины).

7. Романская группа (в основном, молдаване).

8. Евреи (включая горских, грузинских, среднеазиатских евреев, а также крымчаков по вере).

9. Иранская группа (таджики, осетины, курды).

10. Чечено-дагистанская группа (чеченцы, ингуши, бацбитцы, аварцы, лезгины, даргинцы, лакцы и другие).

11. Германская группа (немцы).

12. Абхазо-адыгейская группа (абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, абазинцы).

Языковая политика Кремля в отношении каждой из названных групп первоначально ориентировалась на завершение внутригрупповой "языковой консолидации" и создание для некоторых групп общего литературного языка на основе диалекта ведущего народа. (...)

Было бы глупо отрицать пользу от изучения русского языка нерусскими народами. Его надо изучать не потому, что он язык Ленина, а потому, что он язык Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Тургенева, Достоевского и Толстого, Чехова и Бунина. Его только нельзя изучать вместо родного языка, а наряду с другими языками - английским, французским, немецким, испанским, арабским и с любым другим языком и только по добровольному выбору. Единственный язык, который нельзя изучать добровольно, - это родной язык!

Если Хрущев объявил изучение родного языка делом добровольным, то Брежнев сделал еще один шаг вперед в политике русификации - он объявил русский язык не только межгосударственным языком для национальных республик, но и государственным языком для самих республик и их жителей, хотя формально и нет, по крайней мере, опубликованных, юридических актов на этот счет. Третий его шаг был не менее антинациональным: именно брежневское руководство заставило советских историков (...) заново переписать всю историю нерусских народов, положив в ее основу новую, историческую концепцию. Новая историческая концепция была не только антинаучной, но и кричаще антиисторической. Сверху были заданы три принципа, которые легли в основу этой новой концепции:

первый принцип - все нерусские народы присоединились к царской империи якобы сами, добровольно;

второй принцип - все национально-освободительные движения, противодействовавшие этому, были реакционными движениями;

третий принцип - включение этих народов в состав царской империи было исторически прогрессивным актом для них.

Изучая период Брежнева, я сделал еще одно поразительное открытие: в Большой Советской Энциклопедии (третье издание) нет термина "русификация"! Русификация есть, а слова такого нет. И это понятно, по толкованию Ожегова, русификация означает: "делать русским по языку, обычаям"! В своем докладе к 60-летию образования СССР Андропов центральным пунктом своей национальной программы сделал старый утопический тезис большевизма о слиянии всех наций в одну нацию, тезис, от которого потом молчаливо отказался сам Ленин, когда возглавил многонациональную Россию. Однако после его смерти Сталин и его наследники вернулись к этому "первобытному ленинизму".

Авторханов А. Империя Кремля. Минск-Москва, 1991.

С. 77 - 78, 79.