Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крылов Д.А. - Хождения в политику. Введение в неформальную политологию. Чита, 1997. - 409 с..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.47 Mб
Скачать

Структура и функции политического сознания

"Политическое сознание - одна из центральных категорий политологии, входящая в систему ее понятийных координат и обозначающая восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая связана с политикой и в которую включен он сам, а также связанные с ней действия и состояния" (Политология: Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 303). Такое определение позволяет достаточно полно рассмотреть политические явления через всю совокупность идеальных элементов (понятий, образов, чувств, эмоций, убеждений и предрасположений). Тем самым исследователь выходит за более узкую сферу политических оценок. Политическое сознание - неоднородное, пульсирующее, противоречивое и многоуровневое образование. Оно отражает степень знакомства индивидуума с миром политики и рациональное к нему отношение.

Политическое сознание, как совокупность взглядов и установок, выражает отношение людей к государству, партиям, лидерам или вождям, политическим ценностям, традициям и нормам политической жизни. В нем сосредотачивается вся гамма интеллектуальных и эмоциональных, эмпирических и теоретических, научных и ненаучных, т. п. элементов. В сфере политического сознания отражается весь спектр политического бытия людей. Это как бы "срез" с человеческого бытия.

Чему мы отдаем предпочтение? Как мы реагируем на очередное обращение к нам того или иного политика? Ответить на эти вопросы сегодня, но завтра ответы будут другими. В этом одна из причин, почему приступая к анализу политического сознания мы должны обозначить целый ряд исходных параметров:

1) политическое сознание исторически обусловлено и находит свое выражение в идеологии и психологии общественных отношений к социально-политической проблематике, в первую очередь, к власти;

2) При анализе политического сознания нельзя игнорировать бессознательный уровень, так как рационально осознанное может быть представлено в чистом виде только на теоретическом уровне. Иррациональные и примитивные душевные импульсы, загнанные в глубь подсознания, могут в самый неожиданный момент вырваться из-под контроля. Каждый индивид содержит в себе некоего двойника, "опасную тень", благодаря которому, как полагает Юнг, он "незримо участвует в зловещих играх политического чудовища". На уровне масс вырвавшееся бессознательное приводит к бурным масштабным психозам и неконтролируемым движениям. Поэтому исследование политического сознания удобнее всего производить средствами политической психологии и психологии политики;

3) Тесная связь политического сознания со сферой политического, события которого во многом предшествуют известной реакции на происходящее. При этом индивидуальная рефлексия требует поддержки группы. В этой связи необходимо подразделять политическое сознание на индивидуальное и групповое. Второе безусловно играет в анализе доминирующую роль. Как пишет К. Манхейм: "Политическое сознание - это саморефлексия социальной (национальной, конфессиональной и проч.) группы, отображение действительности через призму коллективных интересов, изменение групповых потребностей с точки зрения их влияния на все общество, все социальное целое" (Манхейм К. Идеология и утопия. М., 1992. С. 124). На уровне группы формируются представления, которые получают статус истинных. Массовое политическое сознание дает представление о типе и уровне политической культуры общества в целом, обуславливая наиболее типичные варианты политического поведения.

Тем не менее достаточно ясно, что изменения в группе или в народе начинается с индивида. В. Одайник вслед за К.Г. Юнгом утверждает: "Революции сначала должны происходить внутри индивида, и бессмысленно вести разговоры о мире внутри общества и о мире между народами до тех пор, пока отдельные индивиды не достигнут хотя бы капли сознательного согласия между враждующими силами собственной души" (Одайник В. Психология политики. С.-Пб., "Ювента", 1996. С. 124)

Высока степень влияния и так называемого "постенарного сознания", которое, в данном случае, можно отнести к видовому. Человек ведь не "чистая доска" на которой можно написать разумное, доброе и вечное.

На уровне политического сознания происходит определенным образом столкновение между обыденным и теоретическим уровнями. Первое носит несистематизированный характер, апеллирует к здравому смыслу. Среди его специфических свойств отмечают: размытость, диффузность, несистемность, отрывочность, повышенная эмоциональность, стихийность становления и развития, высокая степень воздействия со стороны бытовых суждений и представлений о политике, инерционность и устойчивость в поведении. По мнению профессора Т. Ойзермана, "обыденное сознание представляется идиллически спокойным, безмятежным и, пожалуй, даже беззаботным, поскольку оно рассматривается в гносеологическом плане, то есть как осознание внешней среды или же как эмпирическое самосознание... Но взятое с другой стороны, а именно как совокупность обыденных переживаний, то есть всех тех горестей и радостей, надежд и разочарований, из которых складывается повседневная жизнь, это обыденное сознание оказывается сплошным беспокойством, по сравнению с которым научное и философской сознание представляются чем-то вроде атараксии (невозмутимости) мыслителей эпохи эллинизма" (Ойзерман Т.И. Философия и обыденное сознание // Вопросы философии. 1967. № 4. С. 127).

Тем самым мы можем сделать вывод о том, что обыденный уровень сознания испытывает внутреннюю потребность в высшей санкции, даваемой на уровне рационального осмысления общественной жизни.

Теоретический уровень представляет собой совокупность политических концепций, учений и доктрин, характерных для данной исторической эпохи. Оно максимально рационализировано, построено на логической аргументации, опирается в своих выводах на концепции, стремящиеся объяснить человеку суть политической действительности. Последнее находит свое выражение в расширенном толковании идеологии.

Идеология и психология являются необходимыми компонентами при изучении феномена политического сознания. Идеология выступает в качестве теоретического обоснования социальной действительности. Во внутренней структуре идеологии выделяется три пары противоположностей: идеологии религиозные и светские, рациональные и иррациональные, универсальные и партикулярные.

Всем знакомо известное стремление идеологических конструкций к определению единой истины в политике. Эта сторона идеологии, в случаях ее тотального принятия узаконивала и консервировала существующие политические режимы, придавая им ореол непогрешимости: "Теория верна - потому что она верна!" С понятием "идеология" в нашей стране связаны далеко не самые лучшие воспоминания. И именно благодаря этой своей стороне она получила негативную оценку со стороны западных мыслителей. Так, известный немецкий социолог К. Манхейм писал о ложном, мистификаторском характере идеологий.

Западная традиция закрепила за идеологией представление как о схеме, противоположной прагматическому мышлению и не содержащую в себе научного знания. Как представляется, одна из причин такой характеристики связан с тем, что идеология базируется на определенных ценностях, имеющих в своей основе отношения людей. Пристрастность человека действительно весьма показательна. Отсюда и как следствие создание идеологических конструкций не столько отражающих реальный мир, сколько служащих обоснованием личным представлениям об его устройстве. В основе сказанного можно говорить о идеологии как определенной интерпретационной системе взглядов, которая при некотором стечении обстоятельств может стать доминирующей по отношению к другим построениям.

В наши дни сверхидеологические построения испытывают период упадка. Как замечает А. Ровнер: "То, что можно было бы назвать идеологией, не может больше понято в сформулированных предложениях, ее вернее определить как стандартизирование конформного стиля мышления и образцов отношений. Пропаганда как рациональное манипулирование иррациональными элементами заменила собой ведущие формы политической идеологии. Однако пропаганда является характерной чертой тоталитарной политики" (Ровнер А. Третья культура. С.-Пб., 1996. С. 95). Идеология в новых условиях становится характеристикой формальных признаков индивидуума. Мир политики нуждается в разовых акциях, ориентированных в большей степени на психологическую природу человека.

Политическая психология лежит в основе непосредственных мотивом и установок политического поведения. Субъективное восприятие личности к объективным условиям и формам своей деятельности, к исполняемой социальной роли, занимает важное место в системе оценок политического сознания. Внутренняя противоречивость человека объясняет и, как отметил В. Асеев, "двухмодальное строение всякого побуждения" (Асеев В.Г. Структурные характеристики мотивационной системы личности // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 182).

Для описания психологической стороны политического сознания широко применяются психологические категории (установки, стереотипы, интересы, ценности), которые позволяют сформировать представление о политическом менталитете. Менталитет (ментальность) объединяя в себе рациональные и подсознательные, чувственные и логические ценности выступает как "психологическая оснастка", дающая людям возможность "по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя" (См.: Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996. С. 129).

Внутренний мир человека заслуживает особого внимания. Его действия во многом определяются психическим настроем, "движениями души". Нельзя игнорировать авторитет внутреннего "я", ведь достаточно в чем то усомниться, потерять внутреннее равновесие и это может повлечь за собой всплеск эмоций, импульсивность. Теперь представьте, что это происходит с руководителем государства - последствия могут быть ужасны по своим масштабам и результатам. "Сознание современного человека до такой степени приковано к внешним предметам, что винит исключительно внешние обстоятельства, будто только от них все зависит. А о том, что душевное состояние определенных лиц может порой эмансипироваться от объектов, думают слишком мало, несмотря на то, что подобное неразумие можно наблюдать ежедневно и что оно может случиться с каждым" (Одайник В. Указ. соч. С. 251). Тем более, что сегодня "обнаруживается синдром дегуманизации, который проявляется в крайней "обезжизненности" человека, в разрушении всех человеческих эмоций" (Гуревич П. Я - некрофил. Опыт исследовательской исповеди // "Независимая газета", 1992, 25 июня).

Политическое сознание как сложное и многогранное образование выполняет следующий ряд функций, которые приходится учитывать при его детальном анализе:

1. Гносеологическая. При отражении политической реальности политическое сознание должно достоверно представлять определенные механизмы ее формирования и развития. В противном случае будет нарушена последовательность и упорядоченность в понимании происходящего. Вместе с тем не следует переоценивать гносеологические возможности, которые находятся в прямой зависимости от типа сознания и не всегда адекватно отражают действительность. Отсюда и понимание специфики гносеологической функции, которая заключается в отражении определенных политических форм в соответствии с интересами и потребностями конкретных социальных субъектов;

2. Идеологическая. Способность к защите интересов политических групп и субъектов находит свое выражение в удовлетворении внутренней потребности в обосновании (правильности) принимаемых решений и гарантии успеха;

3. Интегративно-коммуникативная. В данной функции заключено представление о способности политических субъектов к взаимному обмену политической информацией, достижению относительного единства взглядов, идей и представлений на происходящее. За счет этого обеспечивается необходимая поддержка носителя власти. Инструментально это может быть достигнуто за счет массированного использования средств массовой информации с целью унификации и строгого канализирования получаемых представлений о политических событиях в стране или регионе;

4. Селективно-оценочную функцию относят к аксиологической сфере политического сознания. На этом уровне происходит отбор и формирование определенной иерархии компонентов сознания. Происходит подобный отбор в соответствии с уже сложившимися канонами и устоявшимися ценностями;

5. Прогностическая. Особенность человеческого сознания - это желание знать будущее, предугадать его ход и последствия своих преднамеренных действий. Политический прогноз строится по тому же гипотетическому пути как и иные формы подобного типа анализа. В силу этого он не может быть безоговорочным, так как приходится оперировать не только имеющимися но и привходящими фактами, зависящими от различных обстоятельств. От степени достоверности прогноза зависит качественная сторона политической деятельности, которая, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на политическое сознание;

6. Воспитательная. Приобщение человека к миру политического проходит через освоение им политических ценностей в ходе социализации и адаптации к нормам данной политической системы. В результате социализации на основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Предполагается, что этим процессом можно целенаправленно управлять. Но как показал опыт Советского Союза внешние формы воздействия на сознание человека далеко не всегда дают планируемые результаты. Это же приходится учитывать и сегодня, когда мы идем по пути демократизации общественных отношений и при этом забываем, что авторитарное сознание не может служить основой для формирования новых ценностей. Здесь требуется внимание к процессам, которые происходят не столько на уровне общества в целом, сколько к изменениям в поведении групп и индивидуумов.

Знание функциональных особенностей политического сознания позволяет не только оценивать возможности политической системы, но и дает возможность вовлекать людей в сферу политических отношений. Этим обеспечивается устойчивость политической системы и уровень прогнозируемости возможных ее изменений.

Функциональное содержание политическое сознание тесно связано с его типами и формами.