Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Крылов Д.А. - Хождения в политику. Введение в неформальную политологию. Чита, 1997. - 409 с..doc
Скачиваний:
48
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.47 Mб
Скачать

П.А. Гольбах

Люди, которые обосновывают власть королей божественной волей или притворяются, что больше всех убеждены в божественных правах государей, собственным поведением не перестают доказывать нечто прямо противоположное своим фантастическим утверждениям. Действительно, разве не явное противоречие этим утверждениям, не кощунственное посягательство на их истинность уклоняться от послушания повелениям, исходящим от властелина, поставленного самим божеством? Разве не дерзость оказывать сопротивление монарху, являющемуся образом всевышнего? Неизбежным следствием столь чудодейственного принципа должно было бы явиться самое приниженное и безоговорочное повиновение; презренные рабы Азии, безропотно подчиняющиеся прихотям деспотичных султанов и с радостью принимающие из их рук даже смерть, несомненно, более последовательны, чем европейские священнослужители, которые, будучи убеждены в божественном праве своих монархов, тем не менее не перестают сопротивляться их требованиям; азиатские рабы более последовательны также по сравнению с европейскими чиновниками, которые имеют дерзость делать представления государям и подавать им советы.

Здравый смысл всегда подскажет нам, что, каким бы образом первоначально ни утвердилась власть, государи всегда подвластны правилам, которые определяются интересами общества и должны являться законом для правителей. Государям, безусловно, не дозволено противопоставлять свою волю этому закону, равно как и свои личные интересы общим.

Таким образом, все говорит за то, что абсолютная власть - это безумие, что деспотия и тирания, так же как и анархия, не могут быть названы формами правления, что деспоты и тираны являются узурпаторами, грабителями и разбойниками. Всякое правительство предполагает наличие взаимоотношений между управляющими и управляемыми; обязанности тех и других являются следствием их взаимоотношений, закрепленных в законах, которые одни только определяют права, поскольку эти права - выражение общей воли; словом, все стремится к порядку и спокойствию, потому что счастье является следствием порядка, а неограниченная власть представляет собой не что иное, как беспорядок.

(...) Если великое искусство политики состоит в том, чтобы осуществлять заботу об удовлетворении потребностей государства, то только воспитание может явиться школой, способной сформировать таких граждан, какими желала бы их видеть политика. (...) Один из вызывающих наибольшую досаду пороков большинства правительств состоит в пренебрежительном отношении к воспитанию людей, способных оказывать им помощь в управлении страной.

Создается впечатление, что достаточно бездарному монарху по своему выбору назначить подданных на государственные посты, требующие исполнения самых трудных обязанностей, как эти подданные каким-то чудом обретут таланты и знания, необходимые для работы на столь высоких постах.

Совершенно неудивительно поэтому, что руководство народами осуществляется наугад, по воле случая. Во многих государствах самые высокие посты заняты людьми, в пользу которых говорит лишь их происхождение, прославленное имя, которого они недостойны, благосклонность какого-либо государя, неспособного здраво судить о чем бы то ни было, интриги и происки двора, который опасается и ненавидит граждан, имеющих действительные заслуги.

Гольбах П.А. Избранные произведения в двух томах.

М., 1963. Т. 2. С. 179 - 180, 398 - 399.