Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shahmatov_a_razyskaniya_o_russkih_letopisyah.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

Глава XIII

л етописи слово Русь в XII в. означает преимущественно Киевскую область, но под 1169 г. Русскою землей названы и Низовцы24 . Под 6746 (1238) г. Русскою землей названы Суздальская и Рязанская, Ростовская и Тверская земли. Вообще с середины XIII в. имя Русь начинает употребляться для обо­значения Суздальской области25. Но себя, свою землю новгородцы еще не скоро назовут русским именем.

§ 2067. Нам необходимо сказать еще о последних строках сказания об овладении Киева Олегом. В Ком. списке он изложены так: «Сей же Игорь нача грады ставити, и дани устави Слов-вномъ и Варягомъ даяти, и Криви-чемъ, и Мерямъ дань даяти Варягомъ, а от Новагорода 300 гривенъ на лето мира ДЕЛЯ еже не дають». Согласно сказанному выше (§ 201) восстановля-ем для Древн. Киевского свода начало этого сообщения в таком виде: «Сии же Ольгь нача грады ставити, и дани устави Варягомъ и Кривичемъ и Мери ». Но читалось ли в Древн. Киевском своде: «а отъ Новагорода 300 гривенъ на лето мира ДЕЛЯ, еже не дають >>? В Повести вр. лет в соответствующем ме­сте находим: «отъ Новагорода гривенъ 300 на лето, мира ДЕЛЯ, еже до смер­ти Ярославль даяше Варягомъ». Следовательно, подобная же фраза чита­лась и в Начальном своде (составленном около 1095 года). Но наличность этой или подобной фразы в Начальном своде не доказывает того, что она имелась уже в Древн. Киевском своде: мы знаем, что Нач. свод соединял текст Древн. свода с другими источниками и прежде всего с Новгородским сводом XI века. Не попала ли эта фраза в Начальный свод из Новгородско­го? Это вероятно не только потому, что сообщение говорит о Новгороде; это видно еще и из того, что в более древнем, более первоначальном виде оно известно именно из такого свода, который подвергся влиянию древне­го свода Новгородского, а именно из общерусского свода 1423 года. В §§ 182 и 183 было указано, что общерусский свод 1423 года представлял чтение: «а отъ Новагорода триста гривенъ на лето, мира ДЕЛЯ, еже и НЫНЕ дають» (ср. Никон., Уваровск., Кирллобелоз.).

§ 206 . Историю текста интересующего нас сообщения я представляю себе в таком виде. В Новгородском своде XI века и происшедшем из него своде 1167 года читалось: «еже и ныуе дають»; в протографе Синод, спис­ка, составленном в XIX в., исправлено: «еже не дають». Из свода 1167 года чтение «еже и ныне дають» попало в общерусский свод 1423 года и далее в Рост, компиляцию XV в. — источник Уваровской, с одной стороны, Нико­новской, с другой. Составитель Нач. свода заимствовал фразу новгородс­кого источника в свой труд, но переделал ее в «еже до смерти Ярославле даяше Варягомъ», причем вставка имени «Варягомъ» аналогична указан-

2 4 «Придоша подъ Новъгородъ Суждальци съ Андреевицемь, Романъ и Мьстиславъ съ Смольняны и съ Торопьцяны, Муромьци и Рязаньци съ двема князьма, Полоцьскый князь съ Полоцяны, и вся земля просто Русьская».

25 Напр., под 6765: «приде весть изъ Руси зла, яко хотять Татарове тамгы i десятины на Новегородв». Под 6770: «i удержа i (Александра) Берка, не пустя въ Русь». Под 6823: «поиде князь Михаило изъ орды в Русь». Под 6830: «приходи в Русь посолъ силенъ изъ орды, именемь Ахмылъ, и много створи пакости по Низовьскои земли», и т. д.

237

н ой выше (§ 201) вставке «дань даяти Варягомъ»; вставка сделана по недо­разумению; отсюда следует, что и перемена текста «еже и НЫНе дають» на «еже до смерти Ярославль даяше» основывалась также на недоразумении; Новгородский летописец сообщал о дани, уплачивавшейся Новгородом Киеву, киевскому князю, а составитель Начального свода понял, что дело идет о дани, уплачивавшейся Новгородом Варягам. Почему же он изменил текст своего источника? Потому, что ему было хорошо известно, что Нов­город в его время не уплачивал дани Варягам; но он увидел в своем источни­ке обратное утверждение; не отвергая свидетельства источника, он коммен­тировал его указанием на то, что дань эта теперь уже не уплачивается. Но почему же было не изменить текста Новгородского свода на «еже не да­ють », почему же составитель свода указал, что дань уплачивалась до смер­ти Ярослава? Вижу в этом указание на то, что составление соответствую­щей новгородской записи составитель Начального свода относил ко вре­мени до кончины Ярослава. Имел ли он для этого основания? Ведь новго­родский его источник был доведен по крайней мере до 1063 года и состав­лен, следовательно, после смерти Ярослава. Я думаю, что основания для этого были; быть может, они не были даны в самом списке с Новгородской летописи, попавшем в Печерский монастырь, где составлен Начальный свод; но до Печерского монастыря могло дойти сведение, что древнейшая часть Новгородской летописи (как и древнейшая часть Киевского свода) соста­влена еще до смерти Ярослава. Мы извлекаем из поправки Начального сво­да не историческое данное об отмене дани с Новгорода Варягам, а данное историко-литературное о том, что древнейшая часть Новгородского свода появилась до смерти Ярослава. Эта древнейшая часть Новгородского сво­да всецело основывалась на Древн. Киевском своде; приведенное сообще­ние было припиской, комментарием к глухому сообщению Киевского сво­да. В нем читалось: «Сии же Ольгъ... дани устави Варягомъ и Кривичемъ и Мери». Составитель Новгородского свода объяснил и развил это известие: во-первых, к имени Варягов приписано имя Словен26; во-вторых, сообще­но известие, специально относящееся к Новгороду: «а отъ Новагоро-да 300 гривенъ на лето мира ДЕЛЯ, еже и ныне, дають». Ср. совершенно сходную не по содержанию, а по приему вставку слов: «и суть Н о в ъ г о -родстии людие до днешняго дне отъ рода Варяжьска» в фразу Киевского свода: «И отъ техъ Варягъ прозвашася Варягы, прежде бо беша Словене» (после «Варягы»).

Составителю Нач. свода пришлось скомбинировать обе фразы обоих источников. Кроме того, желая уяснить себе и читателям, о какой же дани сообщают источники, и вчитываясь в текст их, он понял, что дело шло о дани, наложенной киевским князем в пользу Варягов. Поэтому он к слову «Ва­рягомъ» прибавил «даяти» и приписал еще раз после имени «Мери» — «дань даяти Варягомъ»; не удовольствовавшись этим, он и к последнему, специально новгородскому известию приписал имя Варягов. Заметив не-

2 6 Ср. «и беша у него мужи Словене Варязи» вм. «Варязи» (§ 201).

238

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]