Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
shahmatov_a_razyskaniya_o_russkih_letopisyah.doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
16.08.2019
Размер:
2.72 Mб
Скачать

§ 215. Но имеется несколько известий и подробностей, которые не могут восходить к указанному источнику. Приведем их:

«Gentilium et ipsi errorem sequuti stagna, lacus, fontes, aquas pro diis colebant». Соответствующее место находим в Новгор. 1-й: «Бяху же погане, жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ, якоже прочш погани ». Эти сло­ва и у Длугоша и в Новгор. 1-й относятся к Полянам и читаются непосред­ственно после рассказа об основании Киева. В Повести вр. лет их нет. Прав­да, они есть в Соф. 1-й и Новгор. 4-й, откуда можно было бы думать, что они были и в своде 1423 года, источнике Длугоша. Но Хронограф указыва­ет, что их не было в этом своде. Следовательно, в Соф. 1-ю и Новг. 4-ю они путем свода 1448 года попали из Соф. временника (откуда произошла Нов­гор. 1-я младш. извода). В Соф. временник они внесены, очевидно, из На­чального Киевского свода.

«Absumtis deinde Kig, Sczyg et Korew, filii eorum et nepotes linea directa-succedentes principabantur apud Ruthenos annis multis, donee successio hui-usmodi adduos fratres germanos Oskald videlicet et Dir pervenit». В Повести вр. лет, а следовательно и в общерусском своде 1423 года появление Ас-кольда и Дира в Киеве изложено, во-первых, гораздо ниже, а во-вторых, совсем иначе, чем у Длугоша; они представляются пришельцами от Варя­гов. Ближе к Длугошу Начальный Киевский свод (Новг. 1-я), который об Аскольде и Дире сообщает до призвания Варягов (как и Длугош). Но и На­чальный свод в этом случае нельзя было бы признать источником для Длу­гоша, ибо он ясно оттеняет, что Аскольд и Дир были пришлыми Варягами и только «нарекостася князема». Кроме того не видим в Новгор. 1-й указа­ния на то, чтобы род Кия, Щека и Хорива держал княжение в Руси до Ас-кольда и Дира. А между тем подобную фразу находим в Повести вр. лет, где читаем непосредственно за сообщением о смерти трех братьев и их се­стер: «И по сихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в Поляхъ».

Сказав о смерти бездетных Синеуса и Трувора, Длугош продолжает: «Rurek in eorumprincipatus succedens, moriens filium nomine Ihor reliquit, qui adolescentiam pertingens, Oskaldum et Dir Kiovienses principes nihil hostilitatis ab eo suspicatos in dolo occidit, et principatus ac terras eorum occupavit». По­весть вр. лет, а за нею и общерусский свод 1423 года приписывали убийство Аскольда и Дира Олегу: о нем совсем умолчано у Длугоша. Но Начальный свод захват Киева и расправу с Аскольдом и Диром приписывает Игорю (Олег является в качестве его воеводы).

Непосредственно за этим читаем: «Sed neque Duci Ihor Oskaldi et Dir Ducum Kioviensium diu impunita fuit occusio. Dum enim populos, qui Drewlyanie vocabantur Ruthenici generis, Ducem proprium Miskinam (вар. Nyszkinam)

1 2 «Игореви Володимеръ»— «Gregorio Wladimiriam».

250

Глава XIV

h abents, ad tributum fretus potentia cogeret, et prima solutione, de qua inter eos convenerat, non contentus, secundam in eodem anno exigeret, a Drewlyanis iniuriam non ferentibus nefarie occisus interiit. Qui missis ad suam relictam Olham nuntiis, quatenus Ducem eorum Miskinam (вар. Nyszkinam) virum acciperet, et principatus uniret, summopere suadebant, ilia muliebri dolo usa, primis et alteris Drewlyanorum nuntiis benigne appellatis et apud se retentis, Drewlyanos cum Duce eorum ad se venire, quasi conjugium sociatura et prin­cipatus unitura iubet», и т. д. кратко передана месть Ольги. Весь этот отры­вок можно было бы признать заимствованным из Повести вр. лет, а следо­вательно из свода 1423 года, если бы не имя Древлянского князя: Miskina. Это имя указывает самым решительным образом на другой источник. По­весть вр. лет и Начальный свод называют его Малом.

Ниже поход на Древлян приписывается не Ольге, а Святославу: «Patris аи tern sui Ihor occisionem ulturus, primam expeditionem in Drzewlanos egit et gravi caede domitos sub iugum mittit, tributumque imponit». И в Повести вр. лет и в Начальном своде слова «и возложи на ня дань тяжку» относятся к Ольге.

Под 971 читаем, что Святослав посадил сыновей своих в трех уделах, «magna execratione constringens, ut sorte sua contentus ab alterius occupatione se contineat». Этого завета Святослава нет ни в Начальном своде, ни в Пове­сти вр. лет. В соответствии с этим ниже сообщено, что распря между Свя­тославичами произошла от стремления одних князей расширить свои вла­дея за счет других. «Non poterat inter filios Svatoslai Russiae Ducis instituta a patre charitas et terrarum divisio esse diuturna, sed occisione Svatoslai secuta, quasi provinciae et regiones latissimae Ruthenicae, a patre relictae, angustae illis forent, contentio inter illis de principandi maioritate et praeeminentia suboritur ». Конечно, этот отрывок содержит собственные рассуждения Длугоша, но любопытно, что он совсем не упоминает о причине ссоры Ярополка с Оле­гом, выставленной нашими летописями, об эпизоде с убийством Люта.

§ 216. Оставляя в стороне некоторые незначительные отличия в даль­нейшей передаче русских известий у Длугоша 13, приведу еще несколько более резких особенностей сравнительно с текстом Повести вр. лет, вошед­шим в свод 1423 года.

Под 1014, к которому ошибочно отнесены события 6532 (1024) года, сообщено о двух битвах Ярослава со Мстиславом (Повесть вр. лет говорит об одной): «Msczislaus dux de Thimuthrokany bis Iaroslaum fratrem ducem Kyoviensem bello superat... Et licet Iaroslaus Kyoviensis dux in sui solatium ducem Worahunorem Iakuy accivisset, duplici tamen certamine fortuna tentata conflictus succumbit».

1 3 Напр., в рассказе о крещении Владимира, очевидно, по недоразумению, сообщается о прибытии в Корсунь царей Василия и Константина; крещение Руси отнесено на тре­тий год по крещении Владимира в Корсуне; построение Владимиром церкви св. Пре­ображения отнесено не к Василеву, а к Киеву; названа кроме Предславы еще Мстисла­ва, дочь Владимира, в сообщении об уводе сестер Ярослава Болеславом в плен; особенно много искажений, частью под влиянием польских источников, в рассказе о борьбе Ярослава с Святополком.

251

ЧАСТЫ

П од 1033 указано, что Ярослав соорудил храм св. Софии по обету сво­ему на месте победы над Печенегами: «In signum autem victoriae, in loco certaminis ecclesiam Sanctae Sophiae, ante conflictum votam, Iaroslaus erigit».

Под 1034 переданы подробности о построении Ярославом св. Софии: «Extruit deinde suptuoso muro ecclesiam Sancte Sophiae cuius turrim tabulatis deauratis tegit; ecclesiam vero vasis aureis et argenteis, libris, vestibusque pretiosis do tat, nobilitat et exornat».

Под 1058 имя Половецкого князя, победившего Всеволода 2 февраля (по Пов. вр. лет: 6569 г.), названо (не во всех, впрочем, списках так): Sobal alias Siekal (в некоторых списках только: Szekal).

Под 1052 день смерти Ярослава определен 7 ноября (в Пов. вр. лет суббота Федоровой недели 6562 г.)14.

Под 1072 (Пов. вр. лет 6584) сообщено о смерти Святослава Яросла-вича, согласно с Пов. вр. лет (21 декабря ошибочно см. 27 декабря). Но в конце читаем: «Reliquit autem unicum filium Hleb (вар. Oleh): hie paternuum ducatum, videlicet Nowogrodek». Впрочем, о том, что Глеб княжил в Новго­роде, Длугош мог заключить из статьи 6586 года.

Под 1103 (Пов. вр. лет 6611) указан день, когда состоялся съезд в До-лобске: 8 апреля: «conventu apud Kyoviam duces Russiae octava die Aprilis celebrato, expeditionem contra Polowczos, aestate non expectata, gerendam indicunt» 15.

§ 217. Признаю, что источником большей части приведенных выше известий была та особая русская летопись, которою Длугош дополнял дан­ные общерусского свода 1423 года. Особенного внимания заслуживает указание дня, когда состоялся Долобский съезд: его нельзя было присочи­нить, а между тем его нет ни в одном списке Повести вр. лет. Что Длугош, рассказывая о русских событиях XI в., имел два русских источника, мож­но заключить и из таких его данных, как сообщение о двух сражениях Яро­слава со Мстиславом (об одном сражении оба его источника могли расска­зывать различно); далее из таких мест, как Sobal alias Siekal (Радзив. и Ипат.: Сокалъ, а Лавр.: Искалъ)16. Что этот другой источник Длугоша был сходен с Ипат. и Хлебн. летописями, видим из таких чтений его, как yedinowlasczecz в статье 1033 года для определения княжеской власти Ярослава; Ипат. и Хлебн. под 6544: единовластец, между тем в Лавр, и своде 1423, судя по Соф. 1-й и Новгор. 4-й: самовластец; на близость Длугоша к Ипат. в дан­ном месте обратил внимание Бестужев-Рюмин. Под 1094 город, где ослеп-

1 4 То же 7 ноября приводит, конечно, на основании Длугоша Стрыйковский. В некото­рых поздних русских летописях # смерть Ярослава отнесена на 17 октября 6562 (Эрм. № 445; также Летописец Женек. Педаг. Института).

15 Не привожу данных о русских событиях в статьях Длугоша, посвященных русско-польским отношениям: частью они могли попасть к нему из польских источников, частью же они придуманы Длугошем. Не касаюсь и прямых недоразумений: напр., оба известия о саранче (прузи) изменены в известия о нападении на Русь Прусов (Prutheni), к которым один раз (под 1103) присоединены литовцы (Lithuani). 16 У Сафоновича «Секелъ>>#, вероятно, под влиянием Длугоша.

252

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]