Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Форлендер. Общедоступная история философии..pdf
Скачиваний:
66
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
4.78 Mб
Скачать

13.214 Гуманизм Форлендер: Общедоступная история философии, 118

ГУМАНИЗМ

Гуманизм, в общем, уклонился от натурфилософии. Только авантюристически настроенный Агриппин из Неттесгейма близ Кельна (род. 1486, ум. в 1535) занимается ею более или менее основательно. Именно он старался определить в числовых величинах силу и влияние четырех элементов; однако, увлеченный неоплатонизмом, он, кроме установленных четырех, ввел, в виде "пятого существа" – господствующий над всем "мировой дух" (Spiritus mundi) или так называемую – "квинтэссенцию".

Остальные немецкие гуманисты занимались почти исключительно наукой о духе; в философии, однако, они играли незначительную роль в сравнении с их культурно-исторической ролью. Из них мы назовем: знаменитого поклонника греческой и древне-еврейской культуры, Иоганна Рейхлина (с 1455 до 1522); затем тонкого и умного, но трусливого голландца Эразма (с 1467 по 1536 г.), который хотя и хотел подвергнуть все испытанию разума, однако, в области философии оставался только подражателем древности; закаленного борца и революционно настроенного Ульриха

13.215 Гуманизм Форлендер: Общедоступная история философии, 118

фон-Гуттена (род. 1483 г., ум. 1523 г.), которому принадлежат мужественные слова: "я дерзнул на это!" и радостный возглас: "хорошо жить в такое время!". Все они принадлежали к тому кружку, который в грубо-сатирических "Письмах темных людей" высмеивал тупость и безнравственность известной части монахов. Наконец, упомянем сыгравшего роль в истории педагогики Иоганнеса Штурма из Страссбурга (род. в 1507 г., ум. в 1589 г.), согласно принципам которого школьников надо в соответствующей форме знакомить не с названиями вещей, а с их сущностью, объясняя причины явлений.

Однако, истинный гуманизм с его любовью к "древности" захватил в Германии относительно тонкий слой образованных людей. Наоборот, массу увлекло лишь религиозное движение реформации.

13.216 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 119

РЕФОРМАЦИЯ

Общим у реформации с ренессансом является то, что оба эти направления стремились освободиться от ярма авторитета церкви, под которым гнулось срeднeвeковьe, и выдвинуть права свободной личности. Ренессанс занялся в первую голову этим правом и его развертыванием в науке и искусстве, в то время как реформация ставила перед собой исключительно вопросы отношения человека к Богу, следовательно, религиозную проблему.

Поэтому, великие немецкие реформаторы не сыграли самостоятельной роли в философии. Самый великий из них, Лютер, подобно своему прообразу времени раннего средневековья Августину, исходил только из потребностей религиозного духа и из проблемы удовлетворения души. Во всем остальном он ближе всего стоит к практическому мистицизму умирающего средневековья. На Аристотеля он нападал, по крайней мере, в начале, очень резко, как на "папское оружие", и, быть может, именно поэтому объявлял разум похотью чорта.

Иначе обстояло дело с его ученым другом Меланхтоном, на которого он все более и более

13.217 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 119

стал полагаться в вопросах философии. Эта более слабая и созданная для посредничества натура пытается объединитъ учение Цицерона о "естественном свете" (согласно которому Бог дал нам путеводную нить – разум), с исцеляющими истинамиевангелия. Разумеется, емуэто не совсем удалось. В дополнение к лекциям, которые он читал в Вюртемберге, он составил целый ряд латинских учебников по психологии, естествознанию, диалектике и этике. Однако, этому уму, охватившему все научные знания своего времени, не хватало творческих способностей. Но этот "учитель немцев", соединивший в себе значительные организаторские способности с учительским талантом, привил всему высшему образованию нашей родины ту тесную связь библейского христианства с классической, особенно римской древностью, которая поддерживалась целые столетия и сохраняется отчасти и поныне. В новых протестантских университетах, особенно благодаря царившему в них христианскому, смягченному гуманизмом аристотелизму, создалась, своего рода, протестантская схоластика, которая оказалась не меньшим препятствием для свободного мышления, чем католицизм. Уже во время Лютера сначала столь

13.218 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 120

смелый натиск протестантской совести против стесняющего предания, прежде всего из-за боязни возбудить революционные инстинкты масс (крестьянские войны, движение перекрещенцев), начал превращаться в окостеневшую букву, а свободная, творческая, народная церковь начала превращаться в княжеско-помещичью.

Этому процессу не смогла оказать сопротивления и маленькая Швейцария с ее разумным пониманием христианства, прeдстaвитeлeм которого был у нее Цвингли – почитатель Платона, Цицерона и Сенеки, а также итальянского нео-гуманиста – Пико де-Мирандоля. Наконец, Кальвин – реформатор в Западной Европе, который в основных вопросах был сторонником Августина и еще в большей степени, чем Лютер, являлся исключительно теологом; поэтому, мы не будем на нем тут останавливаться более подробно.

В сравнении с окостеневшими в своей догматике и церковной учености протестантскими университетами, гораздо большее движение философской мысли обнаруживают отдельные, стоящие вне университетской науки религиозные мистики.

К ним относится Себастиан Франк (с 1500 г. до 1545 г.) из Южной Германии, учение которого

13.219 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 120

было родственным перекрещенцам. Если уже "фанатики Цвиккау", Карлштат и пророк коммунизма Томас Мюнцер пошли дальше, чем Лютер, в своих выводах из принципа евангелической свободы, распространяя их на область религиозных и социально-политических отношений, то не в меньшей мере сделал это Франк своей тихой, ученой работой. По его мнению, повествование об Иисусе является для истинных христиан только "образом", т. е. внешней оболочкой для евангелия. Истинная вера состоит в осознании нами Божеского духа внутри нас, который может путем внутреннего опыта стать достоянием того, кто никогда не слышал даже имени Христа. Своеобразным прeдстaвитeлeм этого учения, построенного на внутренней мистике и напоминавшего учение Экгарта, был глубокий и в своем роде гениальный Яков Беме (с 1575 по 1624) – сапожник по профессии. Более подробные сведения о нем читатель найдет в нашей большой истории философии (т. 1-й, стр. 313–315, немецкий текст).

Влияние новых идей в политической области рaспpостpaняeтся также на Германию и соседние с ней страны, хотя эти идеи получают там напpaвлeниe, противоположное маккиавелизму, посколькуделоидетоболееглубокихмыслителях.

13.220 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 121

Лютеране, согласно учению Лютера и Меланхтона, отстаивают Богом освященные права правительства. Значительных же философов в промежутке между Кузаном и Лейбницом в Германии не было. Иначе обстояло дело с кальвинистом Иоганном Альтусом (Альтузии, с 1557 по 1638 г.), синдиком города Эмдена, который мужественно защищал интересы восточно-фризийских граждан и крестьян в борьбе против тамошнего дворянства и с сочувствием следил за освободительной борьбой соседних Нидерландов против испанского владычества. В своем популярном сочинении "Политика от 1603 г., он, являясь в известном смысле предшественником Руссо, считает источником права первоначальный общественный договор, понимая его не в смысле конкретного, исторического факта, а только в смысле руководящей идеи для понимания исторического процесса; соответственно этому он защищает принцип народного суверенитета, который он,

конечно, в условиях того времени, толковал, как права "сословий" против князей.

Так, он был основателем или по крайней мере возродил, провозглашенное уже стоиками и некоторой частью схоластиков (Фома Аквинский), так называемое естественное право, т. е. право,

13.221 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 121

вытекающее из природы человека. Более обстоятельно было затем обосновано это право голландцем Гуго Гроцием (жил с 1583 по 1645 г.). Гроций (собственно де-Гроот), бывший уже в 16 лет доктором права, рано занял на своей родине видное политическое положение; после падения его республиканской партии он спасся от пожизненного заключения, только благодаря ловкости своей верной жены. С 1635 года он занимал важный пост шведского посла в Париже. Гроций является всесторонне развитым умом: он был в одно и то же время гуманистом, историком, политиком и теологом. Главная его заслуга в истории философии заключается в том, что благодаря ему, наука о праве стала самостоятельной наукой. Правда, рядом с естественным правом, основанным на человеческом разуме, он признавал еще существование "божеского" права, основанного на откровении, хотя сфера каждого была у него строго разграничена. Естественное право возникает исключительно из присущего людям от природы стремления к общественности и покоится на первоначальном молчаливо принятом договоре. Это естественное право также не может быть изменено Богом, как и истина, что 2 х 2 = 4. Поскольку государство возникло по воле

13.222 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 122

отдельных людей, составляющих его, постольку не могут никогда исчезнуть принадлежащие им права в отношении к государству. Правопорядок, в понимании Греция, как и его прообраз – римское право, служит прежде всего для защиты индивидуальных интересов и поэтому является основой, либерализма, а не социализма. Наказание должно применяться не потому, что сделано преступление (теория возмездия), но затем, чтобы предупредить его (теория предупреждения).

Еще больше значение имеет Гроций в качестве основателя международного права, изложенного им в его знаменитом; сочинении о "Праве войны и мира", которое было им издано в 1629 г. во время начавшейся тогда тридцатилетней войны Война только тогда может быть оправдана, когда явно нарушено божеское или человеческое право; она должна вестись на основании принципов справедливости. Верность и честность являются лучшими принципами политики. Ни один народ, даже языческий, не может подвергнуться нападению со стороны другого за то, что исповедует другую веру (как тогда практиковалось), ибо никому нельзя насильно навязать как веру в свеpхъeстeствeнноe, так и в исторические истины. Возвышение отдельного лица над властью государства должно строго

13.223 Реформаци Форлендер: Общедоступная история философии, 122

подавляться, подобно мятежу.