Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Форлендер. Общедоступная история философии..pdf
Скачиваний:
66
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
4.78 Mб
Скачать

13.391

2.

Форлендер: Общедоступная история философии, 199

то же время учит трудиться, делая их "людьми и гражданами". Все это – задачи, которые стоят перед нами и по сей день!

Кего выступлениям в области философии, т. е.

кего борьбе против метафизики, влияние которой в Германии уже к 1760 г. начинало падать, побудил его остроумный скептицизм Юма еще больше, чем призыв Руссо к "природе"; скептицизм Юма, по его собственному признанию, вывел его из "догматической дремоты". Но сомневающийся во всем скептицизм мог служить ему лишь переходной ступенью. Он освободил его только oт "сгнившего" догматизма, который означает претензию разума выводить всякое познание из спекулятивных понятий "без предварительной критики самой возможности познания". Скептицизм был для него лишь переходной ступенью к критицизму, который "начинает с исследования способности суждений человеческого разума и не расплывается в туманных мудрствованиях".

После 12-ти летней упорной работы мысли Канта, в начале 1781 г. выходит в свет:

2. "КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА"

13.392

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 199

А. ОБОСНОВАНИЕ НАУКИ

Лишь в самых грубых чертах мы можем дать здесь набросок не содержания, а только общего основного направления мысли этой, может быть, самой трудной из всех философских книг, и отсылаем читателей, интересующихся более подробно всем этим, к оригиналу этого сочинения в нашем издании, снабженному предисловием и пояснительными примечаниями.

Кант требует от своих читателей с самого начала полной "революции", т. е. переворота во всем способемышления, что недоступнонаивному человеческому рассудку. Цветы, дом, словом, все "вещи" или "предметы", видимые вне нас в природе, являются в сущности ничем иным, как связкой представлений, состоящих из чувственных восприятий и рассудочных мыслей. Даже пространство и время, в которые мы, как в огромное вместилище, привыкли вкладывать, так называемые вещи, являются в действительности ничем иным, как формами нашего внешнего (пространство) или внутреннего (время) созерцания, такими формами, которые мы ни на одну минуту не можем отмыслить, когда мы воспринимаем что-нибудь при посредстве наших чувств. Но при посредстве одних только чувств

13.393

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 200

мы в состоянии видеть в розе лишь так или иначе окрашенный, так или иначе пахнущий, имеющий ту или иную форму, так или иначе осязаемый предмет. К этому дальше неизбежно прибавляется работа рассудка, который подводит чувственные восприятия под опрeдeлeнныe понятия, делает нам эти восприятия "понятными"; в данном случае, например, относит розу к определенному роду цветов. Без чувств "не было бы дано" в восприятии ни одного объекта, в то время, как без рассудка ли один объект не мог бы быть мыслим. Понятия без созерцаний – "пусты", созерцания же без понятий – "слепы".

Поэтому, философия должна установить не только всеобщие условия и необходимые предпосылки нашего восприятия (Кант употребляет здесь выражение a priori, т. е. данное заpaнee до опыта), но также и нашего мышления. В "Критике" перечисляется двенадцать таких первоначальных или родовых понятий, т. е. понятии рассудка, еще не смешанного с отдельными энными опытами: эти понятия Кант, употребляя старое аpистотeлeвскоe выражение, называет категориями. Он делит эта категории на четыре группы: 1) качества. 2) количества, 3) отношения и 4) модальности или образа и способа. Для нас будет достаточно осветить здесь

13.394

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 200

кратко лишь наиболее известную из этих категорий, категорию причинности. Эта категория, или понятие о причине и следствии, является необходимейшей основой всякого научного познания об окружающем нас мире. Если мы живо представим себе эту мысль, то нам уже не будет казаться парадоксальным следующее положение Канта: рассудок сам является источником законов природы, пли предписывает природе законы".

Таким путем Кант старается объяснить научный, нравственный и художественный опыт человека, точней говоря, объяснить его предпосылки и основные условия. Всякое наше познание начинается с опыта. Первое положение "Критики" гласит: "что могло бы привести в движение нашу способность познания, если бы этого не сделали внешние предметы, которые соприкасаются с органами наших чувств и частью сами способствуют образованию представлений, частью приводят в движение познавательные способности рассудка, который пеpepaбaтывaeт сырую материю в продукты познания, а это и называется "опытом". Понятия чистого рассудка также служат затем только, чтобы дать нам возможность читать в книге явлений, читать их, как опыт.

13.395

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 201

Но читать их, как научный опыт. Кант хочет вывести философию "на верный путь науки", как об этом сказано в его предисловии ко второму изданию "Критики" (1787 г.), вывести ее из такого состояния, когда "системы" то возникали, то рушились, а вся философия "топталась на одном месте . Поэтому основной вопрос, поставленный в небо тыном сочинении Канта "Пролегомены", которое философ написал в 1783 г. в виде пояснения к своему тогда еще мало понятому, главному произведению (и которое и теперь еще можно рекомендовать в качестве введения к "Критике"), этот основной вопрос гласил: "возможна ли метафизика, как наука?".

Согласно тогдашнему значению этого слова и согласно строгому смыслу, которое оно имеет и поныне, – понятие науки рaспpостpaняeтся на область так называемых "точных наук",.т. е. на естественно-научное и математическое познание. Поэтому, два следующих вопроса в "Пролегоменах" формулированы так: как возможна чистая математика и как возможно чистое или математическое естествознание?

Ответ гласил: они возможны, благодаря чистым формам созерцания, категориям и основным положениям чистого рассудка, устанавливаемым путем критики чистого разума. Таким образом,

13.396

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 201

прeдстaвлeниe пространства не только является необходимой предпосылкой нашего опыта вообще, но в частности, такой предпосылкой для геометрии; равным образом, время является такой предпосылкой для арифметики, а в соединении с пространством для механики. Из "основных положений чистого рассудка" оба первые, или оба "матeмaтичeскиe" положения, дают возможность представить все объекты, как "экстенсивные", т. е. протяженные, либо – "интенсивные", т. е. как величины той или иной степени. Три следующие основные положения, или "динамические", обосновывают существование: 1) субстанции, которая является постоянным началом в потоке сменяющихся явлений, 2) закона причины и следствия, лежащего в основе всех изменений, 3) общего взаимодействия всех одновременно наблюдаемых в пространстве субстанций. Наконец, три последние основные положения, которые он называет "постулатами", т. е. предпосылками нашего опытного познания вообще, суть понятия: возможности (по тепepeшнeму – гипотеза), действительности (фактически данного) и необходимости (закона), являющиеся методическими основами для всякого научного познания.

Метод, т. е. применение этих основных

13.397

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 202

принципов, составляет вообще центральный пункт Кантовской философии. И свою "Критику чистого разума" в предисловии ко второму изданию он с ударением называет "трактатом о методе", а вторую часть произведения он называет: "методологией чистого разума". Во время чтения своих лекций он постоянно повторял, что хочет дать своим слушателям не готовую уже философскую систему, а научить их философствовать. Тот, кто усвоил какую-нибудь определеннуюфилософскуюсистему, тотобладает в своем мировоззрении лишь "гипсовым оттиском мышления одного живого человека", лишь "подражает" ему в своих мыслях вместо того, чтобы, как это делает настоящая наука, свободно и самостоятельно "формировать" их. Поэтому Кантовскую философию, в отличие от других систем, можно было бы назвать: научным или

методологическим идеализмом. Сам он называет его чаще всего критическим идеализмом, вследствие чего современники приписали ему название критицизма. Метод критицизма отличается как от метода формальной логики, которая имеет дело только с внешними формами нашего мышления, так и от эволюционно-исторического метода, который играет главную роль в истории, биологии и

13.398

А.

Форлендер: Общедоступная история философии, 202

психологии. Он спрашивает не о том, как возникает познание, но о том, может ли оно иметь безусловную значимость (notvendig sein) и почему.