Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Форлендер. Общедоступная история философии..pdf
Скачиваний:
66
Добавлен:
14.03.2016
Размер:
4.78 Mб
Скачать

13.419

Его

Форлендер: Общедоступная история философии, 211

4. УЧЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ КАНТА

ЕГО ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

В то время, когда Шиллер и Гете создавали свои бессмертные произведения, Кант не мог должным образом оценить их, сначала, вследствие усиленной работы в области нового обоснования философии, позже, вследствие своего преклонного возраста. В области поэзии он сохранил старомодные вкусы периода своей юности и зрелого возраста. Равным образом, он имел возможность ознакомиться только с очень небольшим количеством произведений изобразительного искусства и музыки. Несмотря на это, благодаря силе своего гения, он глубоко проник в сущность искусства. Прежде всего, он отвоевал для искусства особую область в человеческой душе – область чувства. По его мнению, эстетика или философия "вкуса" имеет дело с непосредственно приятным, свободным от личной заинтересованности и от понятий рассудка; это приятное вырастает из свободной игры фантазии и также претендует на общезначимость. Эстетическая целесообразность

13.420

Его

Форлендер: Общедоступная история философии, 212

не напpaвлeнa ни на область полезного, ни на область добра, но, – и в этом заключается кажущееся противоречие, – напpaвлeнa на "целесообразность без цели". Эстетическая идея есть такое изображение бесконечного, которое не может быть охвачено ни понятиями рассудка, ни языком. Она является созданием гения, из творчества которого всякое истинное искусство должно выводить свои законы. С виду столь трезвый Кант прославляет в одном месте своих посмертных произведении фантазию, как "доброго гения или демона", как "источник всех восхищающих нас радостей равных нашим страданиям.

Сущность всякого искусства заключается не в приятном раздражении и умилении, которые, поскольку они основываются на наслаждении, делают душу изменчиво веселей и неудовлетворенной, но в форме, которая приближает дух к идеям. Прекрасное (причем, прекрасное в природе он ставил выше прекрасного в искусстве, оставляет зрителя в состоянии спокойного созерцания; наоборот, возвышенное, лежит ли его источник во внешней природе, или в человеческой душе, вызывает скорее удивление, или даже священный трепет, чем наслаждение. Поэтому, возвышенное

13.421

Его

Форлендер: Общедоступная история философии, 212

находится в большей связи с моральным чувством. "Без энтузиазма не совершается ничего великого в мире". Из отдельных видов искусств философ выше всего ставил поэзию, потому что она дает простор фантазии, укрепляет и развивает дух и может вызвать такое богатство мыслей, которое недоступно научному мышлению. Музыка. несмотря на то, что она говорит с нами "языком чувств, без понятий" возбуждает нашу душу глубоко и всесторонне; в то время как изобразительное искусство вызывает длительное впечатление в душе. Вечным образцом изящного искусства были для него древние греки. Подлинным художником нужно родиться; истинное же эстетическое воспитание состоит единственно в "гармоническом развитии всех душевных сил", т.-е в развитии гуманности (истинной человечности).

У Канта, в связи с его ясным и мужественным хаpaктepом было очень развито чувство права. В 1771 г. на смерть одного своего сослуживца, юриста, он сочинил следующие стихи:

"Напрасно забивают человеческий ум предписаниями и законами,

Если с юношеских лет не приучат ценить право

человека

13.422

Его

Форлендер: Общедоступная история философии, 213

А в начале восьмидесятых годов он писал: "Право существует раньше, чем люди... не нужно выдумывать никакого права, а нужно лишь ясно формулировать то право, которое каждый сознает". И поэтому, его мировоззрение в области права столь же идеально, как и строго. Старое изречение Fiat justitia pereat mundus он переводит на немецкий язык следующим образом: "да здравствует справедливость и да погибнут все негодяи в мире", и называет это изречение смелым правовым принципом, который отвергает всякие окольные пути хитрости и насилия. Право должно быть выше благополучия, а в общественной жизни оно важней, чем порядок и спокойствие. Последние могут быть связаны с всеобщим угнетением, в то время, как "беспокойства, вызванные стремлением осуществить право – преходящи". А также право наказания, по его мнению, никогда не должно служить средством к цели, например, мерой исправления или мерой устрашения, но должно быть средством искупления за преступление. Поэтому он был сторонником смертной казни за убийство.

Кант относился отрицательно к власти чиновничества и юридической бюрократии, которая в конце-концов ведет к подавлению разума и к недопущению всякого свободного

13.423

Его

Форлендер: Общедоступная история философии, 213

суждения и которая, в то же время, чувствует себя во всем правой. Эти господа считают себя большими знатоками людей, потому что имеют дело с массой, "не зная, однако, каждого человека в отдельности и того, что из него можно сделать".

Право, по мнению Канта, не только выше доброты и благодеяния, но и выше силы. "Если дело идет не о праве, а только о силе, то и народ может попробовать свои силы и потрясти все законы". Мы переходим теперь, от Кантовского "учения о праве", которому он в 1796 г. посвятил особое произведение в виде первой части своей "Метафизики нравов", к его взглядам на Государство.