Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 3. Концептуальные рефпексивы и социально-культурные доминанты23 1

Как в положительных, так и в отрицательных оценочных контек­стах используются однотипные приемы эксплицирования оценки. Рассмотрим некоторые из них.

  1. Введение лексемы в прецедентные тексты. Положительная оценка: Не так страшна деноминация, как ее малюют (МК, 13 авг.). Использование в качестве прецедентных текстов советских газет­ ных клише придает высказыванию общую ироническую окраску: По поводу срезания нолей просьба не беспокоиться (Российская га­ зета, 6 авг.), В связи с восстановлением копейки (КП, 7 авг). Упот­ ребление лексемы рядом с терминами с «подмоченной» репутаци­ ей создает отрицательную тональность высказывания: Прихвати- зация позади, впереди деноминация (Экономика и жизнь, авг.).

  2. Метафорическая характеристика анализируемого концепта. Положительная оценка: Деноминация это крыша здания под на­ званием «финансовая стабилизация» (МК, 5 авг.); Деноминация сви­ детельствует о «выздоровлении» рубля (Известия, 5 авг.); Деноми­ нация: рубль потяжелеет (Каменский рабочий, 6 авг). Отрицатель­ ная оценка: Деноминацию можно назвать «смерть пенсионерам» (МК, 9 авг.).

  3. Прямая оценка предстоящей реформы. Положительная оценка: Реформа без конфискации (Уральский рабочий, авг.); Надо людей успокоить. Это простая замена денежных знаков. Если вы поверите, что цены вырастут, то цены обязательно вырастут. Надо не поддаваться панике (Гусман, ОРТ, Тема, 23 дек.). Отрица­ тельная оценка: Страшное слово «деноминация» (МК, 5 авг.); Не­ сколько зловещий оттенок начинает принимать словечко «деноми­ нация», а также странная фраза Чубайса о том, что вклады граж­ дан 19131920 гг. рождения будут компенсированы 1 : 1000 (МК-Урал, дек.); Нас так сильно уговаривают, что это безвредно, что это выглядит подозрительно (Доренко, ОРТ, Время, 21 дек.).

Как на примету активного освоения концепта журналисты ссы­лаются на употребление (чаще всего неправильное) этого слова в речи необразованного пожилого человека: Бабушки обсуждают «деноминацию» в общественном транспорте, но не спешат обменять «гробовые» на зеленые (КП, 7 авг.).

Ключевыми словами отрицательных оценочных контекстов являются лексемы «опасность» и «страх». См., например: реформу боятся; она не страшна; это «смерть пенсионерам»; страшного сло­ва бояться не стоит; деноминировать рубль можно было бы гораздо

232 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

безопаснее; президент просит не волноваться; просьба не боятьсяи т. д.

Пейоративный коннотативный ореол нового концепта не слу­чаен. Отрицательная оценка нового концепта формируется на ос­нове предыдущего неудачного опыта денежных преобразований в стране. Данные контексты демонстрируют постепенное развитие катастрофического сознания жителей России, которое охватыва­ет значительные группы людей в периоды социальной нестабиль­ности, особенно в периоды социальных катастроф [см.: Матвее­ва, Шляпентох, 2000, 69]. Катастрофические настроения могут передаваться различными способами. В данном случае тональность тревожности, страха устанавливается в целом ряде газетных изда­ний, которые являются чутким барометром общественных настро­ений. Если элементы катастрофизма накапливаются достаточно долго, то ему с трудом противостоит даже критическое сознание. Современное российское общество в этот период было «нацеле­но на бедствия» (П. Сорокин).

Задача правительства в этих условиях —снять негативный оре­ол с нейтрального концепта, преодолеть состояние страха перед предстоящей реформой. В качестве достаточно клишированного журналистского приема приведем сюжет из программы «Время» первого канала российского телевидения от 29 ноября 1997 года. Журналистка задает вопрос пожилой малообразованной женщи­не: — Вы боитесь деноминации? Естественная реакция пожилого человека: — Для нас ничего хорошего не будет. Далее идет вставка с мнениями ведущих экономистов о том, что предстоящая рефор­ма не заденет денежных интересов граждан. Вновь возвращается картинка с пожилой женщиной, которая произносит: — Ну вот, сейчас мне все понятно. И в завершение сюжета вновь вопрос, но уже мужчине среднего возраста, который реагирует на предстоя­щую деноминацию более здраво: — Ну чего ее бояться, этой де­номинации? Так, путем направленного общественного мнения про­исходит снятие напряжения в обществе и отрицательной конно­тации с терминологической единицы.

Реализация объявленной денежной реформы началась с 1 ян­варя 1998 года. Деноминация проходила в цивилизованных рам­ках обмена денег. И сразу массовые настроения сменили модаль­ность с пессимистической на нейтральную. Страхи перед новым экономическим испытанием заметно снизились. Безусловно, были