Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 1. Метаязыковое сознание и рефлексивы 9 7

вкотором выступает» [Чепкина, 2000,69], и обычно анонимен, но лучшие журналисты известны так же, как любые знаменитости из мира спорта, кино, шоу-бизнеса. Кроме журналистов, метаязыко-вая деятельность присуща тем политикам, общественным деяте­лям, которые участвуют в обсуждениях, дискуссиях, выступают с газетными публикациями. СМИ представляют собой «открытую площадку» для вовлечения людей, «для кристаллизации обще­ственного мнения, с возможностью пройти стадии артикуляции, обмена, доказательства, экспертизы и выработки общей позиции» [Фомичева, 2001, 26]. Интеллигенция, являясь проводником идей лидеров-интеллектуалов, часто оказывается носителем политиче­ского начала, зависящего от требований текущего момента. Ин­теллигенты выступают в роли наивных политологов и социологов, для которых в качестве вненаучной опоры являются политические ценности [см.: Качанов, 2000, 135]. Контрэлита может разделять взгляды внеэлитных групп [см.: Дробижева, 1996б, 4].

Тип речи (монолог, диалог, полилог) по-разному определяет функциональную предназначенность рефлексивов. К жанрам, включающим рефлексивы, относятся, с одной стороны, аналити­ческие и проблемные статьи и передачи монологического харак­тера; с другой стороны, непринужденные беседы, интервью, теле­дебаты и другие диалоговые и полилоговые формы. На продуктив­ность диалоговых форм указывают не только лингвисты, но и литературоведы: «Если принять всерьез мысль Мориса Дрюона, бывшего министра культуры Франции, о том, что "каждая эпоха имеет свой жанр", то придется признать, что мы живем в эпоху жанра интервью. Этот жанр как нельзя лучше удовлетворяет са­молюбие спрашивающего и тщеславие отвечающего» [Полухина, 2000, 675].

Традиционный для журналистики «эффект присутствия» пере­растает в «эффект участия» [Пронин, 2001, 54]. С одной стороны, журналисты активно используют интерактивные формы. С другой стороны, изменилось коммуникативное поведение аудитории. Че­ловек не поглощает сведения, а оперирует с информацией, про­являя индивидуальную активность. «Он высоко ставит свои суж­дения и настаивает на том, чтобы их принимали в расчет. Люди дозваниваются в телестудию из Магадана или Норильска только затем, чтобы высказать "пару слов о Черномырдине". Готовы от­вечать на самые бестактные вопросы репортеров. Идут на всяче-

4 Вепрева. Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

ские ухищрения, чтобы попасть в массовку популярного ток-шоу»[Там же, 54].

Режим диалоговедения, складывающийся из замысла речевой партии и установки участников на тип коммуникативной актив­ности, из распределения коммуникативной инициативы, из ком­позиционно-содержательного аспекта речевого продукта [см.: Бо­рисова, 2001, 239], позволяет определить, что основными для реа­лизации метаязыковой функции говорящего являются инфор­мативные и оценочные диалогические жанры. Эти жанры реализуются в структуре нарративного диалога, в ко­тором коммуникативным лидером является Слушатель-инициатор (журналист), направляющий нарративную активность Рассказчи­ка, задающий вопросы, которые определяют темы речевой партии Рассказчика и жанры стимулированного нарратива нарративно­го диалога-расспроса, переспроса, повтора, подхвата. «Нарратив­ная речевая партия может быть квалифицирована как серия раз­вернутых ответов Рассказчика на инициирующие вопросы Слуша­теля» [Там же, 260—261]. В рамках подобного диалога, в котором преобладающим является мнение рассказчика, теряется функция журналиста как «лидера мнений» [см.: Пронин, 2001, 79]. Моно­логические высказывания говорящего относятся к экспликативам, которые объединяются «интенцией говорящего высказать свое мнение» [Борисова, 2001, 293], в их эмоционально-экспрессивной разновидности, характерной для разговорной речи. В данных экс­прессивных вердиктивах говорящий нередко подменяет логиче­скую аргументацию эмоционально-окрашенным мнением или вку­совыми оценками, что позволяет В. В. Колесову говорить о по­давлении в современной речи логического и поэтического мышления формами риторического, задача которого -«чисто рекламная: убедить, не доказывая» [Колесов, 2001, 54].

Метаязыковая деятельность позволяет выявить социально-цен­ностные ориентации носителя языка, их мировоззренческую не­однородность. Политическая и экономическая лексика, обозначаю­щая идеологически маркированные концепты, по-разному понима­ется политическими и экономическими оппонентами и формирует разные тезаурусы носителей языка [см.: Какорина, 1996; Шейгал, 2000]. Социально-идеологическое расслоение общества в первом приближении двухчастно: 1) часть общества, признающая господ­ствующие ценности государственной системы, в России эта часть