Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 1. Метаязыковое сознание и рефлексивы 111

Усиление метаязыковой концептуальной деятельности индиви­да на современном этапе связано в первую очередь с динами­ческим критерием, а именно с высокодинамическим развити­ем когнитивного сознания, следствием которого является пере­стройка мировоззренческих установок, приспосабливающих человека к общественно-экономическим изменениям.

Интенсивные процессы в политической и экономической жиз­ни России находят свое отражение в смене концептуальных сте­реотипов. Обновление концептуального мира носителя языка, концептуализация новых знаний о преобразующемся мире при представлении их в языковой форме сопровождается вербализаци­ей оценочной интерпретации языкового знака с помощью рефлек-сива. Современная действительность способствует формированию новых культурных стереотипов сознания, новых мифов. Рефлек­сивы являются способом фиксации нового опыта, а зачастую и средством его формирования, оказываясь этнолингвистической переменной, влияющей на направление языковых процессов в современном языке новейшего времени, например: Выражение «Средние русские» — это не класс и не элита. «Средние русские» — по-настоящему средние. Они настороженно относятся ко всем и всему, что отличается от них самих, от их привычных взглядов и манеры поведения. «Средние русские» не терпят слишком умных и инициативных, они аплодируют В. Путину, когда тот «прижима­ет» олигархов и «мочит» чеченцев. «Средние русские» — это огром­ная масса населения, президентом которого и является Владимир Владимирович. Это и хорошо, и плохо лично для него (АИФ, 2001, янв.). Объектом рефлексии является новый концепт «средний рус­ский». Индивидуальное осмысление этого понятия включает его в парадигму концептуального ряда нового времени: новый русский, старый русский, старый новый русский, сверхновый русский и др. [см.: Вепрева, 1997].

Стилистический критерий коррелирует на уровне концептуаль­ных рефлексивов с ксеноразличительным (со­циальным) критерием. Корреляция возможна на основе дихотомии «свой» -^<чужой»: говорящий всегда коорди­нирует свой личный языковой и когнитивный опыт с опытом дру­гого. На коммуникативном уровне эта координация проявляется в использовании стилистически маркированных единиц, ориенти­рованных на чужое слово, на столкновение в тексте двух сфер

112 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

языка. Фактором, обусловливающим этот критерий на концепту­альном уровне, является мировоззренческая установка языковой личности в социально неоднородном обществе. Оценивая одни и те же факты, носители языка реализуют разные мировоззренче­ские установки с помощью характеризованных речевых действий в рамках базовой системы координат «свой» -^<чужой». Рефлек-сивы в этом случае часто выполняют социально-оценочную функ­цию. Под социальной оценкой понимается оценка, производимая сознательно и целенаправленно со стороны партий и социальных групп [см.: Заварзина, 1998, 10], оценка, носящая идеологизирован­ный характер. «Идеология представляет собой такую картину мира, которая «истолковывает» действительность не с целью ее объектив­ного познания, а с целью сублимирующего оправдания тех или иных групповых интересов» [Косиков, 2001, 10].

Рефлексивы, формирующие социальную (в широком смысле) установку, отражающие социальные потребности индивида, со­ставляют один из уровней социально-психологической структуры личности —уровень ценностных ориентаций [см.: Руде нский, 1996, 82]. Социальная установка входит, наряду с другими, в кон­цептуальный каркас (данный термин используется для обозначе­ния структур, объединяющих индивидуальные концептуальные си­стемы на уровне социальной организации и передающих, кроме объективных данных, и субъективные моменты в человеческом познании [см.: Сокулер, 1988, 174]).

Метаязыковые социально-оценочные высказывания дают воз­можность охарактеризовать психологическое состояние общества на данный момент, его социокультурные настроения. В качестве примера приведем намеренно агрессивные оценочные рефлекси­вы, извлеченные из оппозиционной прессы: Зюганов произнес в общем-то крамольную для всякого православного фразу: «Настрое­ние масс явно клонится влево». Только точнее было бы сказать не «влево», а налево, т. е. в сторону дьявола, золотого тельца. Бес все­гда тянет человека в левую сторону, потому что стоит за его ле­вым плечом. Все партии, созданные с помощью еврейского золотого капитала (а компартия одна из них), являются левыми партия­ми, т. е. сатанинскими. К ним же относятся и все демократиче­ские партии (Россиянин, 1995, № 3).

Деривационный критерий на концептуальном уровне реализуется как идеологическая переориентация концептосферы.