Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 3. Концептуальные рефлексивы и социально-культурные доминанты25 1

редь уподобляется живому существу, у которого возникает само­стоятельная, целеустремленная и самодвижущаяся душа. Очередьзащищает себя от тех, кто проходит/пролезает без очереди; оче­редь проявляет свой коллективизм, дорожит временем; в очереди стоять всегда дискомфортно; очередь -это место, где между оче­редниками возникают личные отношения, происходит обмен ин­формацией, формируется общественное мнение. Многие речения имплицитны, и человек, не овладевший ассоциативным полем советской очереди, вряд ли поймет до конца многие реплики. Например, реплика Покажите удостоверение! выражала не личное недоверие к пожилому человеку, а распространенное представле­ние, что ветераны злоупотребляют правом покупки вне очереди. Они якобы ходили от очереди к очереди и покупали товары не для себя лично, а для родных и знакомых.

Непременным атрибутом очередей были склоки и стычки, ко­торые возникали, когда коллективные и индивидуальные тактики приходили в противоречие.

Советское время порождало разные типы очередей: живая, по списку, по талонам, в кассу, к прилавку, продовольственная, пром­товарная, винная. При этом поведение стоящих в разных очере­дях отличалось друг от друга. Таковы эскизно намеченные конту­ры жизненно важного концепта советского времени — очереди, обиходное значение которой забывается, особенно для молодых людей, не знающих, что такое дефицит и пустые полки магази­нов. «Изменились идеалы, пристрастия и враги народа. Даже вод­ка продается в неимоверном ассортименте, и красноречивый сове-тизм «четыре двенадцать» для новых поколений —словосочета­ние, лишенное смысла» [Сальмон, 2000, 152].

В массовом сознании молодого поколения подвергаются осо­бой редукции даже самые важные концепты советского времени. В 1998 году журналист «Аргументов и фактов» Мария Варденега задала первоклассникам, родившимся в 1991 году, несколько воп­росов: Что такое СССР? Что такое октябренок? Кто такой Ле­нин? Что такое Великая Отечественная война? Детские ответы демонстрируют феномен посттоталитарной ментальности -соци­альную амнезию, потерю исторической памяти. Например, на вопрос, кто такой Ленин, ответили только 70 %, среди ответов были следующие: Это раньше был такой начальник Москвы; соци­ализма царь; это кем Чубайс раньше был; это дедушка Ельцина;

252 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

Ленин — каменный дом, который стерегут на Красной площади.На вопрос о Великой Отечественной войне 80 % детей ответили оди­наково. Они считают, что это война с чеченцами.

Проблемы исторической памяти как устойчивой системы пред­ставлений о прошлом являются актуальными для современных историков [см. об этом: Историческая память…, 2002], поскольку историческая память непосредственно включена в систему совре­менного политического сознания и содержит в себе систему ко­ординат в оценке настоящего и будущего.

Стихийный смысловой дрейф процесс, связанный с эволюцией концептуального смысла в обыденном сознании, с его размыванием. Обычно подобный дрейф наблюда­ется при активизации абстрактных концептов в обьщенном созна­нии, когда в массовом сознании существует «когнитивный ваку­ум» [Дилигенский, 1997, 15\ в отношении этих понятий и возни­кает острая необходимость усвоить эти представления. При этом исходное прототипическое значение не исчезает, но либо уходит в пассивный слой, либо становится неопределенным. Данный процесс можно проследить на примере концепта «демократия», который для российского общества является абстракцией, заим­ствованной из чужого опыта. Смысловая размытость концепта показывает амбивалентность постсоветского обыденного сознания, находящегося в процессе перехода от тоталитарной к демократи­ческой исторической эпохе. Прежде чем обращаться к анализу смысловой динамики данного понятия, покажем спектр рефлек-сивов, говорящих о разнонаправленности оценочных смыслов этой единицы: Сейчас слово «демократия» стало ругательством, а раньше, в перестройку было гимном (А. Макаров, Радио 101, 17.12.98); Он демократ, в хорошем смысле этого слова (Итого, 14.05.00); Слово «феминизм», впрочем, как и слово «демократия», в нашей стране ругательные1; Лет восемь назад, когда еще слово «де-

1 Контексты, в которых нет указания на источник, выбраны нами из элект­ронных СМИ. Считаем в данном случае несущественным наименование источ­ника в силу однотипности рефлексий по поводу данной лексемы. Мы не указы­ваем также хронологическую характеристику контекстов, поскольку российские Интернет-СМИ, впервые появившись в 1994 году, окончательно сформировались сравнительно недавно —осенью 1998 года. Именно с 17 августа 1998 г., с датой падения рубля, связывают бурное развитие Интернет-СМИ как источника опера­тивной и необходимой информации [см. об этом: Водолагин, 2001, 50—51].