Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Вепрева.Языкова рефлексия в постсоветскую эпоху.doc
Скачиваний:
71
Добавлен:
14.08.2013
Размер:
2.55 Mб
Скачать

Глава 1. Метаязыковое сознание и рефлексивы 113

При реформировании российской экономики, политическом пе­реустройстве страны произошла идеологическая ломка обществен­ной модели поведения. Следствием этого процесса стало, во-пер­вых, переосмысление лексики политического и экономического дискурсов; во-вторых, стирание с многих нейтральных по сути слов пейоративной оценки, появившейся в советское время, оце­ночных идеологических добавок, приращений советского време­ни и, шире, формирование новых коннотативных смыслов [см.: Купина, 2000]. Приведем в качестве примера рефлексив периода перестройки: Заметьте, слово «коммерциализация», которое приме­нительно к спорту было у нас таким же ругательным, как и «про­фессионалы», перекочевало из раздела «Их нравы» в рубрику «Наши достижения» (Огонек, 1989, № 3).

На наших глазах в современной речи наблюдается разнона-правленность оценочных смыслов данных единиц, связанная с динамикой развития рыночных и политических отношений в стра­не, например: Сейчас слово «демократия» стало ругательством, а раньше, в перестройку, было гимном (А. Макаров, Радио 101, 17.12.98).

Личностный критерий на концептуальном уровне вы­является в метавысказываниях, фиксирующих индивидуальные концептуальные признаки, отличные от признаков, характеризу­ющих концептосферу другой языковой личности. Образ, состав­ляющий содержание концепта в сознании индивида, подвергает­ся определенной стандартизации. Концепты могут быть общена­циональными, групповыми и личными. Кроме личных концептов, индивидуальные черты проявляют себя и в стандартизованных концептах. Эти черты «обусловливают в некоторых ситуациях воп­росы типа „в каком смысле вы говорите о...?", „что вы понимае­те под…?" и т. п.» [Попова, Стернин, 2001, 71]. Индивидуальность вычленения концептуальных признаков особенно ярко проявля­ется при интерпретации личностно значимых абстрактных поня­тий [см.: Воркачев, 2001, 49], например: — Марк Анатольевич, скажите, у вас есть своя формула любви и что такое «счастье» для вас ? Счастье это воспоминание о радостных моментах в жиз­ни, которые ты, к сожалению, не умеешь оценить в тот момент, когда ты их переживаешь. Я так устроен, что, когда случаются счастливые моменты, я их не ощущаю. А по прошествии некоторо­го времени вдруг осознаешь, что это были мгновения, которыми нуж-

114 Языковая рефлексия в постсоветскую эпоху

но было дорожить. А что касается любви, то на такой безгранич­ный вопрос я могу сказать: лично мне больше всего в женщинах и мужчинах нравится чувство юмора. Юмор для меня является самым ценным и прекрасным качеством человеческого характера (МК-Урал, 2000, нояб.).

Концептуальные рефлексивы, как и рефлексивы коммуника­тивные, могут включать характеристику концепта по разным ос­нованиям напряжения: например, приведенный выше рефлексив о «средних русских», кроме указания на новизну концепта, носит личностный характер, не совпадающий с общепринятым толкова­нием понятия «средний класс». Таким образом, в сфере концеп­туальных рефлексивов, так же как и в сфере коммуникативных, можно выделить 8 классов нормативности.

Вместе с тем структура концептуальных рефлексивов двупла-нова. Поскольку связь рефлексива со звеном концептуального контроля осуществляется всегда через слово в речи, постольку планом выражения концептуальных рефлексивов являются реф­лексивы коммуникативные. Коммуникативные рефлексивы, вы­ступая, с одной стороны, в качестве формы для выражения кон­цептуального рефлексива, с другой стороны, способа существова­ния и выражения содержания коммуникативного напряжения, представляют собой две разнородные по своей природе субстан­ции, объединенные в дискурсивном пространстве в функциональ­ное целое.

Из сказанного выше следует, что коммуникативный рефлексив имеет двоякую природу. В своей основной функции такой рефлек­сив является содержательным фактом, самостоятельным явлени­ем, структурной организацией собственного содержания, связан­ного с маркированием очага коммуникативного напряжения на речепорождающем уровне. Но у коммуникативного рефлексива есть вторичная функция: по отношению к концептуальному реф-лексиву коммуникативный рефлексив есть его форма. Происходит своеобразное удвоение формы коммуникативного рефлексива: он существует как содержательная структура и одновременно пред­ставляет форму концептуального рефлексива. Каждый класс кон­цептуальных рефлексивов может быть оформлен как коммуника­тивный рефлексив любой разновидности.

Этим обстоятельством объясняется, например, трудность опре­деления типа рефлексива коммуникативного или концептуаль-