Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ТОР книга 1997 г..doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
12.03.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Праксика: от описания к определению

В соответствии с авторскими методологическими установками эта педагогика носит неклассический характер, то есть ориентируется на субъекта. Наиболее концентрировано этот характер выражен в понятии "праксика". В понятии "праксика", как оно используется в данном тексте, выражено одно из наиболее существенных отличий неклассической методологии от классической применительно к целям настоящего издания (см.: Гл. 1.1).Праксис - это практическая деятельность, понимаемая как матрица и генетический источник концептуально-теоретических структур, которые в свою очередь представляют собой формы, организующие практическую деятельность27. "Праксика" (понимающая практика) - понятие в области педагогической деятельности, преодолевающее противопоставление теории и практики, это теория, функционирующая как конкретная практика, и практика, непосредственно переливающаяся в теорию.

Таким образом "праксика" - это не просто понятие в ряду других (практика, теория, опыт и т.д.), а выражение иного способа мышления, отличающегося от классического. Последнее, как известно, основано на фундаментальных дихотомиях (материя-сознание, жизнь-смерть, объект-субъект и т.п.). Неклассическое мышление очевидным образом также не обходится без понятий, выражающих отличия и противопоставления. Но эти отличия и противопоставления постоянно снимаются, преодолеваются, уничтожаются в том же тексте, где они фигурируют. В важнейших случаях для обозначения преодоления той или иной дихотомии вводятся специальные понятия, как бы объединяющие ее стороны.

Дихотомическое мышление характерно для западной цивилизации вообще и для российской цивилизации, в частности, как один из вариантов общественного сознания. Однако в России пороки и недостатки дихотомического мышления (при его неизбежности) усилены симптомами коммунистического "черно-белого" мышления и традицией поиска и констатации "абсолютных истин" - религиозных, научных, политических... Дихотомичность сидит глубоко в недрах нашего сознания и не может быть преодолена одним указанием на необходимость такого преодоления. В этом смысле к понятию "праксика" нужно привыкнуть. С этим связаны постепенность раскрытия его смысла и содержания его производных, развернутые пояснения и отчасти повторения ранее сказанного (с выделением новых важных нюансов).

Праксическая

Ситуация и

Праксическая

Педагогика

Как известно, в отечественном вузовском преподавании существует традиция деления дисциплин на теоретические и практические, а каждой из дисциплин - на теорию (лекции) и практические занятия (семинары, упражнения в решении задач для теоретических дисциплин, лабораторная и предметная практика для дисциплин практических). Такое разделение коренится в противопоставлении теории и практики, причем это противопоставление имеет место по многим измерениям. Теория противостоит практике, во-первых, как познающее сознание некоторому бытию, материальной предметности, действию; во-вторых, как идеальное, мыслимое, желаемое - реальному, действительному; в-третьих, как рациональное, обезличенное, как мысль - чувственному, эмоциональному, личностно переживаемому.

Общим моментом для всех этих противопоставлений является нахождение теоретика вне практической ситуации, даже если в качестве практики рассматривается ситуация с его личным участием. Поэтому деление учебных дисциплин и их частей на теоретические и практические не оставляет места для такого освоения предмета изучения, когда обучающийся находится внутри практической ситуации. Примером этого могло бы стать, допустим, изучение любви обучающимися не по литературным источникам, а по осмыслениию собственных состояний влюбленности.

В том случае, когда сам познающий субъект включен в ситуацию, практика должна рассматриваться уже не только в противопоставлении, но и в моменте тождества с теорией в данном практическом акте. В этом акте человек выступает как действующий субъект(теоретическое представление о действительности здесь снимается в волевом акте деяния), какдействительный субъект(изменение действительности переживается как изменение своего собственного состояния), какпознающий субъект(теоретическое представление о действительности возникает как осознание своего положения в ней). Такую практику мы и называем термином "праксика", а ситуации, где познающий и реализующий результаты познания человек находится внутри практической ситуации, соответственно - "праксическими ситуациями". Тогда те учебные дисциплины и те разделы теоретических и практических дисциплин, обучающие технологии, в которых само познание (открытие теоретических истин) мыслится как непосредственно практический акт, должны выделяться в особый класс - праксических дисциплин, разделов, технологий28.

Праксика может быть понята как развивающая практикав том смысле, в каком развитие связывается не с обучением (научением), аопытом. Обычно считается, что опыт (а в высших степенях - мастерство) в той или иной специальности приобретается лишь в реальной, а не в учебной практике. И на это имеются серьезные основания в отличиях субъекта практики от субъекта познания и в гносеологическом, и в логическом, и в психологическом, и в экзистенциальном аспектах, - строго говоря, различия аспектов относятся к теории, а в практическом акте все аспекты выступают в интегральном единстве всех взаимопроникающих компонентов.

В акте познания мышление теоретика работает преимущественно на первой части дуги "от чувственного восприятия к абстрактному мышлению, а от него - к практике", а мышление практика - на второй части этой дуги, на восхождении мысли от абстрактного к конкретному. Теоретика преимущественно интересует вопрос "что это?", а практика - "что делать?", причем в выборе ответа участвует не только мысль, но и память (как это раньше делалось), интуиция, эмоции (стремление к желаемому) и т.д.

Теоретик явно или неявно строит логическую модельситуации, опи-рающуюся на немногие, но наиболее существенные, с точки зрения науки, основания; практическая ситуация заменяется в сознании ее системной моделью. Практик же строитситуативную модель, включая в нее неповторимые и невыразимые в теории моменты; вырабатывает "ситуационное знание", пригодное только здесь, в этот момент и в этом месте.

Теоретик в идеале равнодушен к исследуемой ситуации, "объективен", а практик включен в нее всеми своими чувствами и интенциями. И вот эта включенность в ситуацию, переживаемая как субъектное состояние человека, и образует то состояние сознания практика, которое психолог Б.М. Теплов назвал "ответственностью практического разума". Эта ответственность является психологическим индикатором погруженности субъекта в ситуацию, которую мы называем праксической. И только такая практика развивает субъекта, обогащает его опытом, переходящим в мастерство.