Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Брэбан Г. Французское административное право Пер. с фр.Под ред. и со вступ. ст. С. В. Боботова.— М. Прогресс, 1988..rtf
Скачиваний:
100
Добавлен:
22.08.2013
Размер:
4.84 Mб
Скачать

§ I ущерб, связанный

С ВЫПОЛНЕНИЕМ ОБЩЕСТВЕННЫХ РАБОТ

В этом обычном общем выражении одновременно заключен ущерб, связанный с выполнением работ и существованием сооружений, например со строительством дороги и с уже построенной дорогой.

Речь идет о давно сложившейся и ставшей классической судебной практике. Ответственность без вины—один из наиболее важных разделов практики административной юстиции. Административные суды и Государственный совет ежегодно принимают к производству сотни такого рода дел; приходится удивляться количеству лиц, которые страдают или полагают, что страдают от ущерба, связанного с выполнением общественных работ.

Эта теория применяется одновременно и в отношении публичного коллектива, который называют хозяином сооружения, например государства, когда речь идет о национальных объектах, и в отношении отдельных предпринимателей. В последнем случае речь идет об исключительном казусе, когда ответственность частного лица возникает в сфере административного права, вследствие чего возникший спор решается в рамках административной юстиции.

Что касается теории причинения вреда общественными работами, то необходимо проводить различие по режиму ответственности в зависимости от характера ущерба и категории потерпевших. В этой связи различают участников, клиентов и третьих лиц.

1) Участники — это все лица, участвующие в выполнении работы или в функционировании сооружения в каком-либо качестве — архитекторов, предпринимателей и в особенности рабочих предприятий или самих публичных коллективов.

Для них в исключительных случаях ответственность возникает при наличии вины. Например, в 1971 году было вынесено решение по делу рабочего, который производил

238

>>>239>>>

повторную окраску столбов линий электропередачи Национального общества железных дорог; на линию слишком рано был подан электрический ток, и рабочий погиб. Именно на основании вины возникла ответственность Национального общества железных дорог.

2) Клиенты—это лица, использующие сооружение и извлекающие из него в той или иной форме благо; на этом основании им будет обеспечено более благоприятное положение, чем участникам, но менее благоприятное, чем третьим лицам.

Пользователем является гражданин, который использует общественное здание, посетитель исторического памятника, зритель на представлении в оперном театре, капитан судна в порту. Но типичным и наиболее частым в судебной практике клиентом является пользователь общественной дороги—автомобилист, велосипедист или пешеход. Именно эта категория составляет значительную часть клиентуры органов административной юстиции по вопросам ущерба, связанного с общественными работами. Действительно, чуть ли не ежедневно пешеходы проваливаются в ямы на шоссейных дорогах, наталкиваются на выступы, падают в траншеи, а еще чаще случается, что автомобилисты не сохраняют устойчивости на вираже, скользят по обледенелой дороге или на мелком гравии, попадая в аварии. Во всех этих делах можно было бы повторить слова из песни Гавроша: «Я упал на землю по вине Вольтера»; лица же, пользующиеся общественной дорогой, склонны считать, что если они упали на землю, то только по вине государства, департамента или коммуны. Но это умозаключение юридически неверно, потому что в действительности речь идет об особом случае теории риска, каким является ненормальное содержание дороги.

Действительно, публичный коллектив несет ответственность, если он неправильно произвел работы или не содержал в надлежащем состоянии сооружение, если препятствие не было отмечено сигналом, если траншея была плохо закрыта или если не были приняты меры предосторожности для устранения гололедицы. Государственный совет разработал солидную судебную практику, касающуюся пользователей общественной дороги, учитывающую обстоятельства времени и места происшествия. Он проявляет большую требовательность в отношении содержания дороги с высокоскоростным движением, чем в отношении изолированной и слабо используемой горной дороги. Он учитывает риск, который в обычных условиях должны предвидеть пользователи; так, они должны предвидеть, что столкнутся с гололедицей на горных дорогах зимой и что эти дороги, которые не всегда снабжены

239

>>>240>>>

перилами, опасны на каждом повороте. Он разработал и судебную практику для конкретных случаев; например, чтобы не было необходимости каждый раз проводить технические экспертизы, он решил раз и навсегда, что налицо недостатки в обычном содержании дороги, если выбоина или выступ на шоссе превышают пять сантиметров, поэтому при возникновении несчастного случая жандармы обязаны тщательно замерять размеры выступа или выбоины.

Понятие недостатка в надлежащем содержании объекта указывает скорее на идею вины, чем риска; но все же существует отличие в ответственности при наличии вины по сравнению с ее отсутствием. В случае ответственности при наличии вины потерпевший, требующий выплаты возмещения, полностью несет бремя доказывания; он должен доказать, что ему причинен ущерб, что администрация совершила виновные действия или бездействие и, наконец, что существует причинная связь между виной и причиненным ущербом. В случае ответственности за ненадлежащее состояние дороги потерпевший должен представить только два доказательства—доказательство причинения ущерба и доказательство существования причинной связи между сооружением и ущербом. Затем администрация в свою очередь должна доказать, что ее ответственность не возникает, потому что она сделала все, что было в ее силах и что обычно требуется от нее для обеспечения нормального функционирования сооружения или нормального выполнения работ, например что существовала достаточная сигнализация и что именно пострадавший допустил вину, не приняв во внимание дорожные указатели. В этом состоит смысл переложения бремени доказывания.

Государственный совет и административный суд вообще обязаны устанавливать права и обязанности дорожных служб, с одной стороны, и пользователей общественных дорог—с другой, и эта судебная практика может, следовательно, вписываться в политику обеспечения безопасности на шоссейных дорогах.

3) Третьи лица. При наличии ущерба, причиненного третьим лицам, мы подходим к полному применению теории риска. Третьей является та сторона, которая никоим образом не пользуется сооружением, не извлекает из него никаких преимуществ или выгод. Третье лицо имеет право на возмещение ущерба с того момента, когда возникает причинная связь между сооружением и ущербом, при этом администрация не может освободить себя от ответственности заявлением о том, что она не допустила никакой вины.

240

>>>241>>>

Третьим лицом может быть сосед. Пример этого можно найти в постановлении Государственного совета от 3 мая 1963 года по делу вдовы великого русского певца Шаляпина, которая имела дом на авеню Эйло. Этот дом был расположен по соседству с электрической подстанцией, и его жильцам не давали покоя шум и вибрация. Компания «Электрисите де Франс» приняла необходимые меры предосторожности и, следовательно, не совершала действий, составляющих вину. Но ущерб был очевиден, и Государственный совет принял постановление о выплате возмещения за беспокойство, причиняемое соседям.

Таким же было решение относительно претензий соседа сгоревшей школы1. Школа—публичное сооружение. Сосед является третьим лицом по отношению к школе, несмотря на то, что его дети могут ходить в дневное время в школу. В этом случае также возникает ответственность за риск. То же самое относится и к владельцу фермы по разведению форели, если ферма окажется отравленной в результате загрязнения воды, допущенного при выполнении общественных работ, в районе, расположенном выше по течению. Можно привести другой, более живописный пример, который фигурирует в недавней судебной практике: это ущерб, который понес владелец сдохшей телки, отравившейся при поедании веток тиса, принесенных с коммунального кладбища и сложенных на лугу. Ни телка, ни ее владелец не были пользователями кладбища, и, следовательно, возмещение за ущерб было выплачено по мотивам возникновения риска.

Объективным основанием для развития судебной практики в отношении третьих лиц являются крупные масштабы работ и сооружений, даже если сама идея риска едва ли находит должное применение в некоторых возможных случаях, как, например, в случае с тисом с кладбища. Такие крупные сооружения, как дороги, плотины или порты, причиняют иногда трудно поправимый ущерб частным лицам, которые должны по возможности получить за это возмещение.

Соседние файлы в предмете Международное право