Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Gurevich_P_S__Klinicheskaya_psikhologia.doc
Скачиваний:
44
Добавлен:
24.07.2017
Размер:
2.44 Mб
Скачать

§ 2. Глубинное влечение

Но правомерно ли назвать страх глубинным, трудноутолимым побуждением человека? Неужели, преодолевая его, человек сам бес сознательно устремляется к нему? Какие тайны человеческого суще¬ства открываются при этом? Люди отнюдь не пытаются отогнать пе¬реживание страха. Напротив, они хотят изведать его в полной мере. В патриархальных, языческих культурах существовали особые культы страха. Древние мистерии предлагали участникам испытать ужас символических событий прошлого. Так почему люди хотели еще раз пережить то, что безвозвратно ушло? По мнению Ф. Ниц ше, античного грека особо привлекал "чудовищный ужас, который охватывает человека". Человек античной культуры прекрасно знал о таких эмоциональных состояниях экстатического восторга, когда страх переживался как опьянение.

Ответственно за это, по мысли Ницше, дионисийское начало (восходящее к богу Дионису) в человеке. Страхдревнего человека был метафизическим, а не возникающим из-за реальной сиюминутной опасности. "Грек знал и ощущал страхи и ужасы существования: чтобы иметь возможность жить, он вынужден был заслонить себя от них блестящим порождением грез — олимпийцами. Необычай¬ное недоверие к титаническим силам природы, безжалостно царя¬щая над всем познанным Мойра. Коршун великого друга людей — Прометея, ужасающая судьба мудрого Эдипа, проклятие, тяготею¬щее над родом Атрид ов и принудившее Ореста к убийству матери — короче, вся эта философия лесного бога со всеми его мифическими примерами, от которых погибли меланхолические этруски, — непре¬станно все снова и снова преодолевалась греками при посредстве того художественного междумирия олимпийцев или во всяком слу¬чае прикрывалась им и скрывалась от взоров".

424

По мнению Ницше, первобытный порядок, установленный бо¬гами ужаса — титанами, посредством начала красоты был преоб-

Все ли люди испытывают страх?

разован в олимпийский порядок богов гармонии и радости. Ужас и кипе были ограждены гармонией. Аполлон победил Тифона, а Пе-I к Химеру. Однако боги ужаса, низвергнутые в бездны Тартара, 'мши, ибо они бессмертны. И бездны эти — в душе человека, кото¬рым предстает, таким образом, существом катастрофическим, со-i рисаемым невиданными по силе страстями и желаниями.

Все в нем смешано. Человек в трактовке Ницше предстал как Крайне противоречивое существо. "Если бы мы могли представить eerie очеловечение диссонанса, — а что же иное и представляет со-вою человек? — то такому диссонансу для возможности жить по-||»бовалась бы какая-нибудь дивная иллюзия, набрасывающая перед ним покров красоты на собственное его существо".

Затаенная тяга к страху не растворилась в архаических культу-|i.ix. Она отчетливо обнаруживается и в христианстве. Не случай-пи, по-видимому, понятие грехопадения вызвало к жизни многочис-(II-иные варианты исторических описаний и всемирно-историчес¬ких перспектив от "Града Божия" Августина Блаженного до трудов современных теологов.

Христианство стремится разбудить в людях страх перед соб¬ственными прегрешениями, делая особый акцент на покаянии. Христианин буквально загипнотизирован ужасами ада, всеси¬лием демонических сил и эсхатологическими перспективами. Райское блаженство обретает смысл только на фоне адских му¬чений.

Да и у многих современных мыслителей, ученых, писателей от¬мечается тяга к эсхатологическим темам, мотивам вселенской ка¬тастрофы и гибели человечества. Что за причуда? Какая неприрод¬ная потребность рождает столь всепроникающее влечение? Чело¬век способен культивировать в себе страх, переживать такое состо¬яние, когда реальной причины для беспамятства нет. Страх как фан¬тазия, как обыкновенное состояние души — это, строго говоря, что-то неприродное.

Психология страха — неизбежный спутник западной цивилиза¬ции. Видный философ нашего времени Макс Шелер заметил: "В ис¬тории еще не появился такой великий психоаналитик, который ос¬вободил бы человека от этого смертоносного ужаса, не от мифоло¬гического грехопадения и вины, а от того конститутивного чувства страха, который является эмоционально-импульсивной основой этого специфически иудейско-христианского мира идей".

425

Соседние файлы в предмете Политология