Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_1doc.DOC
Скачиваний:
481
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.5 Mб
Скачать

3. Из эдикта Лиутпранда

Гл. 9. О вольноотпущенниках. Если кто-либо передаст своего раба или рабыню в руки короля и король их освобо­дит через посредство священника путем процедуры хождения вокруг алтаря, пусть будут свободными, как те, которые были объявлены свободными (fulcfreal) посредством thingatio1. И если кто-либо испросит покровительство (mundium) от короля по отношению к [этой] свободной женщине, может его иметь так же, как относительно fulcfree более ни она сама, ни ее дочь не связаны с ним какими-либо условиями. Постанов­ляем, что сыновья, которые родятся от [этой] свободной, пусть не подчиняются никакому мундиуму, дочери же пусть будут находиться под мундиумом, как и их мать, и плата за этот мундиум не должна превышать 3 солидов.

1 Thingatio в данном случае – особый акт освобождения, в результате которого вольноотпущенник становился полностью свободным. См. приме­чание 1, стр. 534.

Гл. 35. Если кто-либо в каком-либо городе (civitas) во­преки воле короля поднимет мятеж против судьи, или совер­шит какую-либо несправедливость, или выгонит судью без приказания на то короля, или же подобные действия совер­шат другие люди в другом городе (civitas) против другого судьи, тогда зачинщик (этих действий) поплатится жизнью и все имущество его переходит государству. Из других же соучастников этого преступления пусть каждый заплатит в королевскую казну [сумму, равную] своему вергельду. Если же сожгут чей-либо дом или растащат имущество, ко­торое принадлежит приверженцам короля, пусть воз­местят в восьмикратном размере причиненный ущерб и за­платят в казну свой вергельд, как сказано выше. Это записали в эдикте для того, чтобы зло пороков не росло, но пресекалось, и .чтобы все жили в мире и под милостью бога и короля.

Гл. 44. Если в другом судебном округе будет обнаружен беглый серв или пришелец (advena homo), декан1 или салтарий2 должен его поймать и привести к скульдахию, а скульдахий – передать его судье. Судья может у него выяс­нить, откуда он, и если обнаружится, что он серв или вор, тотчас должен передать его судье или господину и пусть по­лучит за арест каждого серва 2 солида. Если же выяснится, что пойманный человек – свободный, тот, кто его поймал, тем не менее не несет за это никакой вины. Если же декан или салтарии будут медлить, должны заплатить 4 солида, половину – своему скульдахию, половину – тому, кого это дело касается. Если скульдахий не займется этим, платит 8 солидов, ½ – судье и ½ – кого это касается. Если же судья отложит это дело, платит в казну 12 солидов. Если же тот судья, который [получит предписание] относительно этого человека, не обратит должного внимания на то, чтобы поймать человека и заявить своему ариманну3: «В этом месте пойман твой человек», – платит в казну 12 солидов.

1 Декан (десятник) – должностное лицо, исполнявшее судебно-адми-нистративные функции в территориальном округе (декании), обычно на рав­нинной территории, в отличие от салтарии (см. примечание 1, стр. 539), находившейся в возвышенной местности.

2 Салтарии (десятник) – глава небольшой территориальной админи­стративной единицы (салтарии), исполнявший те же функции, что и декан.

3 Ариманны – от лангобардского hari man, древнегерманского ari mann – воин; в VIII в. – основная масса свободных лангобардов, имевших право носить оружие и обязанных участвовать в народном ополчении. Среди ари-маннов уже в то время существовало имущественное расслоение (ср. гл. 2 эдикта Айстульфа).

Гл. 57. Если кто сделает какой-либо долг и продаст свое имущество для возмещения его, но долг не сможет погасить, а его сын что-либо получит от своей жены или заработает что-либо и после того как отец все свое имущество продаст или передаст кредиторам или оно будет истребовано госу­дарственной властью, кредиторы не имеют права отнимать или подвергать оценке имущество сына, полученное им от жены, но сын им должен спокойно владеть. Если же креди­торы будут что-либо требовать от сына, он должен по­клясться, что ничего не имеет из материнского или отцов­ского имущества... и ничего не коммендировал или утаил, и тем самым он будет свободен от всех притязаний. И если у него впоследствии будет что-либо обнаружено из отцовского иму­щества, пусть заплатит [штраф] в восьмикратном размере.

Гл. 62. Вспомним наши прежние постановления: Кто убьет свободного человека, теряет все свое имущество. Но кто убьет человека, защищаясь, платит штраф согласно ка­честву лица. Теперь [мы] решили установить, что следует понимать под качеством лица. Ибо принято, чтобы за убий­ство меньшего человека из [свободных] воинов (exercitales) уплачивалось 150 солидов, а за того, кто принадлежит к числу первейших, – 300 солидов. О наших же газиндах1 ре­шили так постановить: за убийство газинда низшего ранга

1 Газинды – королевские дружинники, а также дружинники герцо­гов и частных лиц.во время исполнения службы – 200 солидов, за убийство же газинда более высокого ранга... – до 300 солидов штрафа.

Гл. 70. Если братья или [другие] родственники в течение 40 лет будут совместно владеть каким-либо имуществом, до­мами или землями, так что тот, кто владеет им 40 лет, по­клянется на святом евангелии, что он имеет вот это от отца или брата, или от какого-либо родственника, а то [другое имущество] приобрел в собственность в результате дарения, обмена, покупки,., пусть он тем и владеет в дальнейшем. Остальное же имущество должно быть поделено поровну между братьями и внуками... Там же, где в течение 40 лет размер имущества не будет определен, но будет доказано, что [он] владеет этим имуществом по тому же праву, о котором говорится выше, достаточно, чтобы поклялся на евангелии, за исключением того [имущества], которым владеет совместно с кем-либо.

Гл. 83. Обо всех судьях, когда будет необходимость вы­ступить в военный поход, [постановляем]: пусть они не остав­ляют дома других людей, помимо тех, которые имеют одного коня; из их числа [могут оставить себе] 6 человек и пусть возьмут их лошадей под вьюки; из меньших людей, которые не имеют ни земли, ни домов своих, пусть оставят 10 человек и пусть эти люди несут барщину судье 3 дня в неделю до тех пор, пока судья не вернется из похода. Скульдахий пусть оставляет 3-х людей, имеющих коней, и использует их лошадей под вьюки, а из меньших людей он может оставить 5 человек, которые ему также [могут] исполнять барщину 3 дня в неделю до его возвращения, как и сказано относительно судьи. Салтарий же забирает 1 коня и 1 че­ловек несет ему барщину, как говорилось выше. Если судья, скульдахий или салтарий осмелятся оставить больше людей без разрешения или приказания короля, из тех, кото­рые должны быть в походе, платят свой вергельд в королев­скую казну.

Гл. 92. Если свободный человек, проживающий на чужой земле по либеллярному праву1, совершит убийство и скроется, тогда тот, на чьей земле совершено убийство, в течение ме­сяца должен разыскать убийцу; и если найдет его, может этого человека, хотя он и свободный, передать в руки [род­ных] убитого. Если этого не сделает, должен передать [род­ственникам убитого] половину движимого имущества, которое имел убийца в этом доме, за исключением крыши. Если же собственник земли не пожелает так поступить, обязан предоставить эту землю на либеллярном праве лицам, пострадав­шим от убийства, так чтобы они платили ему [чинш], как платил убийца. Из этих трех вариантов собственник земли может выбрать тот, какой захочет.

1 Т.е. в результате заключения либеллярного договора – письменного соглашения, на основании которого передавались в держание земли или другие хозяйственные объекты (см. эдикт Ротари, гл. 227).

Гл. 133. Если свободный человек придет в чужой дом, чтобы поселиться там и уплачивать чинш, и потом что-либо [захочет] выкупить из того имущества, которое принес с со­бой, когда поселился в доме, или что-либо из имущества своей жены, о чем будут соответствующие доказательства, тогда это пусть оставит в доме и получит цену этого... Если же что-либо приобретет своим трудом, после того как посе­лился в этом доме, пусть оставит это в том доме, где зара­ботал... 1.

1 Из этой главы эдикта Лиутпранда видно, что чиншевики – свобод­ные люди, поселившиеся на чужой земле на условии уплаты оброка (чинша); испытывают некоторые ограничения в личной свободе и прежде всего в правах распоряжения имуществом. Так, все имущество, приобретенное их собственным трудом после вступления в зависимость, переходит к земель­ному собственнику. Чиншевикам не разрешается свободно распоряжаться привезенным с собой имуществом; они могут получить лишь стоимость его от господина, само же имущество также должно остаться у земельного собст­венника.

Гл. 138. Такая правдивая история дошла до нас: что не­кий человек по внушению дьявола сказал чужому рабу (ser-vum): «Пойди и убей своего господина, и я тебе сделаю, что тебе понравится», и тот, кто подбивал его [раба] на это, до­шел до такой низости, что сказал ему в присутствии [госпо­дина]: «Убей своего господина». Он же сам нанес преступный удар и сказал рабу: «Бей его еще. Если ты его не убьешь, я добью». Раб нанес своему господину еще удар и убил его. Кто совершит такое злодеяние, и это будет доказано, пусть ответит, как об этом зафиксировано в эдикте, и потеряет все свое имущество, половину которого получат наследники умершего и половину королевский фиск. Кроме того, наслед­ники убитого пусть получат еще возмещение, как зафикси­ровано в нашем эдикте.

Beyerle F. Die Gesetze der Langobarden, Weimar, 1947.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]