Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_1doc.DOC
Скачиваний:
481
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.5 Mб
Скачать

Роль жрецов

II, 108. Царь у руян1 по сравнению с жрецом имеет более скромное значение. Ведь жрец исследует ответы оракула и толкует выпавший жребий. Он зависит от приказания жре­бия, а царь и народ зависят от его приказаний.

Гостеприимство славян

Гельмольд вместе с епископом Герольдом совершает поездку по славянским землям. После пребывания в Старграде, следуя настоятельной просьбе князя вагров Прибыслава, они отправляются в его поместье. Этот отрывок особенно ценен тем, что здесь Гельмольд пе­редает свои личные наблюдения.

I, 83. После окончания священнослужения Прибыслав по­просил, чтобы мы завернули в его дом, находившийся в отда­ленном городе. И принял он нас с великим радушием, и устроил роскошный пир. Поставленный перед нами стол был загроможден кушаньями. Тут-то я и узнал на соб­ственном опыте то, о чём прежде слышал из народной молвы, что нет народа более славящегося гостеприимством, чем славяне. В созывании гостей все они настолько быстры, что никогда не приходится просить у них о приеме. Все, что получают в результате занятий землепашеством, рыболов­ством и охотой, они расходуют на угощение и считают того самым доблестным, кто всего расточительнее.

1 руянє – славянское племя, жившее на о. Руяна (Рюген).

Helmoldi Cronica Slavorum, ed. B. Schmeidler, 1937, Hannover, p. 174, 43, 213, 158–159. Цит. по «Хрестоматии по истории средних веков», т. І, М., 1953, стр. 43–45.

VII. Чехо-моравы и словаки в IX в.

27. Из «Хроники» Козьмы Пражского Козьма Пражский – первый чешский хронист. Его «Хроника Бо­гемии» была составлена в начале XII в.

Кн. I, 10. Готвит породил Боривоя, который первый из князей был крещен в Моравии досточтимым епископом Ме-фодием во времена императора Арнульфа и Святополка, ко­роля этой же Моравии. Мы считаем не лишним в этом месте нашего труда, хотя бы и в общих чертах, рассказать о том, что донесла до нас молва, а именно о войне, которая много дней назад, во времена князя Неклана, велась на поле под названием Турско (Tursko) между чехами и лучанами, кото­рых теперь современники называют жатчанами по имени го­рода Жатец (Sarz). Мы не обойдем молчанием, почему это племя исстари называется лучанами. Делится эта земля на пять областей. Первая область расположена возле реки Гутны, вторая – по обеим берегам реки Ушки, третья – во­круг бурной Бокницы. Четвертая, называемая также Лесная, расположена за рекой Мша. Пятая, расположенная в се­редине, называется Лука: красивая, плодородная, плодонос­ная, изобилующая лугами, откуда и получила свое название, так как Лука по-латыни означает луг (pratum). И так как эта земля первая, еще задолго до основания города Жатец (Sarz) была населена людьми, правильно, что ее жители по названию этой земли стали называться лучанами. Предводи­тельствовал ими князь по имени Властислав, муж воинствен­ный, смелый в битвах, в решениях чрезмерно коварный. Можно было бы назвать его счастливым на поле боя, если бы всесильная судьба не уготовила ему злосчастного конца. Ведь он часто начинал войну с чехами .и всегда побеждал... так что [князья их], запертые в небольшом городе Левый Градек (Levigradec), со страхом ожидали там вражеских нападений. Сам он основал город, который назвал в честь своего имени «Властислав», между горами Медведь и Припек, т.е. на гра­нице двух провинций: Белины и Литомержицы, и поселил в нем мужей коварных, чтобы устроить засаду против обоих племен, так как они помогали чехам.

(Властислав решил подчинить себе все соседние племена чехов. Попытка эта не увенчалась успехом: лучане были по­беждены.)

Кн. I, 13. Затем чехи, напав на эту землю и не встретив никакого сопротивления, опустошили ее, города разрушили, деревни сожгли, захватили много добычи.

Кн. I, 14. В год 894 воплощения господня Боривой при­нял христову веру... В этом же году Святополк, Король Мо­равии, спрятался, как повсюду говорили, в середине своего войска и нигде не показывался. Но потом задумался над своим положением и понял, что он, забыв о благодеянии, несправедливо поднял оружие против Арнульфа, своего импе­ратора, [сына которого он крестил]. Несправедливо, так как тот отдал ему в подчинение не только Чехию, но и другие об­ласти вплоть до реки Огры (Ohry) и далее по направлению к Венгрии вплоть до реки Гроны. Раскаиваясь, в середине ночи, в темноте, в то время как никто не знал об этом, он сел на коня, проехал через свой лагерь и отправился... к пу­стынникам. И так как никто не знал, кто он, его постригли и одели в одеяние отшельников. Пока был жив, так никто и не признал его. Почувствовав приближение смерти, поведал

монахам, кто он такой, и сейчас же испустил дух. Королев­ством же правили сыновья его и притом несчастливо, так как его [королевство] частично захватили и разграбили венгры, частично – восточные тевтоны, частично опустошили поляки.

Cosrnae Pragensis Chronica Boemorum, ed. B. Bretholz, MGH, II, Berlin, 1923, p. "22–23, 29, 32.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]