Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Chrestomatia_1doc.DOC
Скачиваний:
481
Добавлен:
14.02.2016
Размер:
3.5 Mб
Скачать

О жертвоприношениях

Гл. 14. Сигурд Хлада-ярл1, подобно Хакону, своему отцу, ревностно приносил жертвы богам. Вместо конунга он устраивал все жертвенные пиры в Трёндалаге2. По старому обычаю, когда совершалось жертвоприношение, все "бонды должны были прийти к месту, где находился храм, и прине­сти с собой еду, которой хватило бы на все время, пока длится пир. На этот пир все мужчины должны были прине­сти брагу. Там убивали разный скот, а также лошадей. Всю кровь, которую при этом собирали, называли жертвенной. Жертвенными назывались чаши, в которых стояла эта кровь, и прутья для кропления жертвенной кровью, сделанные, как кропила. Ими нужно было окропить все жертвенники и стены храма внутри и снаружи, а также и людей. Мясо для веселого пиршества должно было свариться. Огонь следо­вало разводить на полу посреди храма, а над ним должны были кипеть котлы. Полные кубки нужно было проносить над огнем. Тот, кто устраивал пир и был главным, должен был благословить кубок и всю жертвенную еду. Сначала нужно было выпить кубок Одина за победу и могущество своего конунга, затем – кубок Ньорда и кубок Фрейя за удачливый год и мир. После этого многие пили обычно кубок Браги3 и за своих родичей, которые уже лежали в могиле; этот кубок называли поминальным...

3 Хладир – местность в Трандхеймс-фьорде, владение ярлов Северо-Западной Норвегии.

2 Трёндалаг (букв, закон трендов) – область Трандхейма, на которую распространялись «Законы Фростатинга».

3 Кубок героев.

Тине в Фросте

Гл. 15. Конунг Хакон приехал на Фростатинг. Там собра­лось множество бондов. После открытия тинга говорил ко­нунг Хакон. Он начал с того, что изложил свое предложение бондам и земледельцам, могущественным и слабым, а также всему народу, молодым и старым, богатым и бедным, жен­щинам и мужчинам, и просил, чтобы весь народ принял хри­стианство и стал верить в одного бога, Христа, сына Марии. Они должны отказаться от всяких жертвоприношений и от­речься от языческих богов. Наконец, они должны соблюдать каждый седьмой день и в этот священный день не браться за работу, и через каждые шесть дней они должны поститься. Едва конунг объявил об этом народу, как поднялся сильный ропот. Бонды были недовольны тем, что конунг хочет лишить их работы. Они кричали, что из-за этого они не смогут воз­делывать земли. Работники и рабы, напротив, утверждали, что они смогли бы не работать, если бы не были вынуждены добывать пропитание. Они считали недостатком конунга Хакона, его отца и их родичей, что все они скупились на еду, хотя были щедры на золото.

Асбьерн из Медальхуса в Гаулардале1 поднялся, чтобы ответить на.речь конунга. «Конунг Хакон, мы, бонды, дума­ли, – начал он, – что небо снизошло на землю, когда ты впер­вые был на тинге здесь, в Трандхейме, и мы провозгласили тебя конунгом, а ты вернул нам наш одаль2. Теперь же мы не знаем, вправду ли мы получили свободу или ты снова хо­чешь поработить нас, выставляя такое удивительное требова­ние, чтобы мы отказались от веры, которой придерживались наши отцы и наши предки, сначала во времена сожжения и теперь во времена погребения покойников, а они были много могущественнее нас, и эта их вера до сих пор нам помогала. Мы выказали вам такое большое доверие, что передали тебе все законы и права в стране, чтобы ты правил нами. Теперь же вот наша воля и твердое решение бондов – придержи­ваться тех законов, которые ты установил для нас здесь, на Фростатинге, а мы их подтвердили. Все мы будем следовать за тобой и считать тебя конунгом до тех пор, пока будет жив хоть один из тех бондов, которые собрались сегодня здесь на тинге, если ты, конунг, будешь соблюдать подобающую умеренность и требовать от нас лишь то, что мы можем тебе предоставить и что не будет для нас неисполнимым. Если же ты захочешь осуществить свое намерение, не считаясь ни с чем, и применишь против нас силу и принуждение, тогда все мы, бонды, как это уже решено между нами, откажемся от тебя и выберем себе другого вождя, который будет так пра­вить нами, что мы сможем свободно исповедовать ту веру, какую хотим. Теперь, конунг, до того как закончится тинг, ты должен выбрать одно из этих условий». После этой речи бонды одобрительно зашумели и подтвердили, что они хотят, чтобы было так, как он сказал.

1 Фюльк во внутренней (удаленной от моря) части Трандхейма,

2 Ср. «Сагу о Харальде Прекрасноволосом», гл. 6.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]