Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 10. Европа и Восток в начале средних веков

225

отличалось от католицизма. Государственные учреждения и зако­нодательство долго время сохраняли черты преемственности с учреждениями и законами древних римлян.

Византийскую державу, простиравшуюся от Армении до Ис­пании и Галлии, неоднократно тревожили внешние вторжения — гуннов, которых остановили у стен Константинополя, аваров и славян (558 г.), персов и аваров (626 г.), арабов (672 и 717 гг.). Са­мый удачливый и самый известный из ранних правителей империи Юстиниан, человек незнатного происхождения, одержал много побед над варваризованным населением Италии, Иберии, Север­ной Африки и Балкан. Но после его смерти арабы довольно быс­тро отвоевали Сирию, Египет, Северную Африку и Иберию, За­кавказье, и власть во многих отдаленных провинциях перешла фактически в руки местных военачальников. Власть самого импе­ратора не была наследственной, с чем было связано множество драматических смен верховного правителя под воздействием при­дворных интриг или бескомпромиссной борьбы соперничавших группировок.

После Юстиниана наступил период перехода к феодально-со­словному строю с уменьшением наполовину общей территории дер­жавы. В VIII—IX вв. возникает сильная централизованная власть, в особенности в эпоху иконоборчества (против почитания икон и мощей), когда феодальное закабаление крестьян сопровождалось конфискацией богатства церкви и монастырей. С этого периода выбор патриарха и некоторых епископов стал зависеть от усмот­рения императора. После восстановления иконопочитания в 843 г. вплоть до XII в. происходит возвышение централизованного бюрок­ратического аппарата государственной власти, контролировавшей многие сферы жизни подданных. На этот же период приходится правление Македонской династии, отмеченное своеобразным "воз­рождением" античной грекоязычной культуры, в основе которого лежало строго систематизированное богословие и церковное изоб­разительное искусство (иконопись, фрески, книжные миниатюры). Античное наследие изучалось в высшей Мангаврской школе, где преподавал патриарх Фотий (середина IX в.) и где учились сла­вянские просветители Кирилл и Мефодий. В IX в. было восстанов­лено преподавание юриспруденции и философии.

В XIII в. Византия переживает период децентрализации и упадка, особенно после 1204 г., когда она распадается на несколь­ко государств. В 1261 г., после изгнания крестоносцев-агрессоров из Константинополя, империя восстанавливается, но уже не об­ретает прежнего величия и могущества. Централизованному управ­лению вновь препятствует феодальная раздробленность.

Управление империей. В центре все управление сосредото­чивалось вокруг императора — верховного военачальника, зако-

226 Часть I. История права и государства в древности и в средние века

I

Тема 10. Европа и Восток в начале средних веков

227В

подателя, судьи, к тому же раздающего титулы и должности. Функциональные полномочия чиновников, должности которых, подобно императорской, тоже не являлись наследственными, были типичными для самодержавно-бюрократического строя. Так, пра­витель столицы эпарх осуществлял высшую судебную власть в го­роде, ведал его снабжением и надзирал за деятельностью ремес­ленных и торговых коллегий. Замещение высших должностей сде­лалось привилегией сенаторской знати. Император, которого вы­бирала знать вместе с войском и наместниками провинций, управ­лял, как и римские императоры первых веков «империи, с помощью Сената (совещательного органа по вопросам мира и войны под председательством эпарха — градоначальника столицы) и Государ­ственного совета, работавшего под председательством квестора, ведавшего текущими административными вопросами и осуществ­лявшего судебные функции.

Высшими должностными лицами помимо императора (васи-левса — по-греч. царя) были префект (эпарх) столицы, началь­ник дворца, квестор, две магистратуры армии, два префекта .^ преториев (Малой Азии и Иллирийского претория на Балканах). * [ Имелись также знатоки законов (логофеты). Канцелярии имено- "| вались секретами. Местное управление организовывалось соот­ветственно в префектурах, диоцезах, провинциях и общинах. Имелись также наместники (экзархи,) в Италии (Равенна) и Африке (Карфаген).

Все должности подразделялись на несколько разрядов. Пере­ход в более высокий разряд давал право на более высокий пост. Иерархия чинов и титулов была приведена в систему в конце IX в. Почетные титулы, не передававшиеся по наследству, делились на четыре разряда, а затем каждый из них еще на строго определен­ное число рангов. Всего таких рангов было 18. Система рангов напоминала некоторые древние лестницы чинов, например в цинь-ском Китае и отчасти в Египте и Шумере. Однако взаимоотноше­ния властвующих и подвластных было несколько иным, чем в древности или в средневековой Европе.

Ряд должностных лиц (евнухи, спалъничие) находились как бы наверху иерархии, нередко получали от монарха чрезвычайные полномочия и становились временщиками (правителями с диктатор­скими полномочиями). Власть самодержца не была беспредельной, а равно и столь уж устойчивой для ее обладателей. Обожествлялся трон, место василевса, его ранг, а не сама личность или динас­тия правителей.

Византийская официальная доктрина изображала василевса земным божеством, божественным венценосцем. К нему постоянно прилагался торжественный эпитет "солнце" (как намек на его связь с космическим порядком): его одежда, жилище и даже чернила,

которыми он подписывал документы, имели символический свя­щенный смысл, образуя составные части государственной культо-| вой обрядности.

Традиционная и ритуально закрепляемая униженность под-1 данных (коленопреклонение и лобызание земли у ног самодержца! совершали и сенаторы) сопровождалась показной униженностью! самого императора, который наряду с державой — символом зем-1 ного могущества — держал еще акакию (мешочек) с землей, на-| поминавшей о бренности всего сущего.

В этих условиях установился обычай соправительства: правя-! щий василевс еще при жизни спешил короновать своего наслед-1 ника, нередко ребенка, чтобы повысить его шансы в занятии тро-1 на. Ему присваивали титул цезаря. Эту традицию расстраивало за-1 силье временщиков, которое причиняло значительный ущерб уп-1 равлению в центре империи —умаляло значение центральных! ведомств (военного, финансового, внешнеполитического) и админи­страции на местах. Временщики везде расставляли своих людей. Все это дискредитировало власть монарха и провоцировало мяте­жи. За тысячелетнюю историю империи две трети самодержцев были лишены престола не по своей воле: с помощью яда, заточе­ния в монастырь, утопления, ослепления или оказавшись жертва­ми тайных заговоров.

В провинциях власть подразделялась на две — гражданскую \ и военную. Сходное управление имело место в древнеассирийской и римской державах. Военачальник осуществлял власть над воен­ными, гражданский правитель провинции — над всеми остальными. В первые века под воздействием почти ежегодных вторжений ара­бов армия была разделена на элитную экспедиционную гвардию и остальные корпуса, именуемые фемами. В этом случае каждый | корпус возглавлял стратег (генерал), который обладал одновре­менно военной и гражданской властью над армейским округом. Фемные войска быстро превратились в территориальные армей­ские подразделения, и солдаты этих войск стали сборщиками на­логов. Обеспечение армии устойчивым жалованьем-наживой при­вело к быстрому истощению ресурсов в районах ее размещения. Городская жизнь и торговля пришли в упадок. Положение было восстановлено только во времена правления Македонской дина­стии в IX—XII вв.

Налоги с населения составляли основную статью пополнения государственной казны помимо военной добычи и торговых сборов. Они исчислялись в зависимости от размеров пахотной земли, ее качества, а также количества рабочих рук. Крупные собственни­ки обязывали выплачивать свой налог посаженных на пекулий (уча­сток с инвентарем и рабочим скотом) рабов, колонов и арендато­ров. Привилегированная часть знати сама добивалась освобождения

228 Часть I История права и государства в древности и в средние века

от налогов. Землю беглого колона или свободного земледельца на­сильно присоединяли к участкам соседей.

Регулярно каждые 15 лет устраивали проверки имуществен­ного положения налогоплательщиков и соответственно меняли размеры налогов Крупные землевладельцы и военная знать (ди-наты — сильные) со временем добиваются прикрепления крестьян к земле и превращения их в разновидность феодально зависимых людей (париков).

В городах дети ремесленников обязываются продолжать заня­тия отца. В войсках солдатская служба также превращалась в на­следуемую профессию. Это поддерживалось раздачей земельных участков за службу. Более крупные владельцы таких участков (прониары) добились превращения служебных поместий в неотчуж­даемую вотчину, где они стали осуществлять не только админи­стративную, но и судебную власть.

Повинности зависимых слоев были многочисленными и изощ­ренными: доставка продуктов в крупные города, содержание чи­новников и воинов, предоставление им тяглового скота, фуража, участие в строительстве дорог, мостов, крупных корабельных су­дов. Рыночные пошлины достигали иногда 1/18 стоимости ввозимых товаров. Церковь со временем превратилась в состоятельного зем­левладельца: ей принадлежало около десятой части всех полезных земель.

В то же время она пребывала в сильной зависимости от им­ператоров, которые нередко ставили патриархами своих людей. Отсюда возникало множество ересей, которые жестоко карались светскими и церковными иерархами. Ариане были подавлены в IV в., несториане — в V в. и монофизиты — в VI в. Многие из них были вынуждены бежать к варварам и делать попытки обра­тить тех в христианство. Так, готы были обращены в арианство, армяне и эфиопы — в монофизитство, а многие кочевые племе­на — в несториан. В начале VIII в. император Лев III Исавр зап­ретил поклонение иконам, отнеся его к ереси идолопоклонства. После этого началась смута, сопровождавшаяся разграблением храмов и монастырей. Так длилось свыше столетия, и только в середине IX в. установилось продолжительное господство право­славного вероисповедания, хотя и не все осталось по-старому. Вернулись в церкви образа, но исчезли большие статуи Христа, Богоматери и святых. Имущество, захваченное у монастырей, не было возвращено. Новые светские правители стали самовластно смещать и назначать церковных иерархов. На определенном эта­пе вошло в обыкновение назначать патриарха из светских лиц, в результате чего патриарх превращался в одного из сановников при царе по духовным делам. И все же церковь не превратилась в придаток государственного аппарата.