Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 31. Развивающиеся страны

655

принадлежности к Содружеству и одновременно одобрение консти­туций уже независимых территорий.

В 50-е гг. независимости добивается большая часть колониаль­ных стран Среднего Востока; 60-е гг. стали периодом получения не­зависимости большинством английских и французских колоний в Африке; в 70-е гг. независимыми становятся португальские терри­тории в Африке. В 90-е гг. независимости добивается Юго-Запад­ная Африка, которая становится Республикой Намибия, приняв­шей одну из самых демократических конституций на континенте, во многом "списанную" с американской и последних европейских конституций.

Политическая /модернизация в условиях независимости (Индия, Иран, Турция)

Наличие авторитарных режимов в большинстве афро-азиат­ских стран и довольно значительный исторический период кауди-лизма в латиноамериканских странах привели к своеобразной кон­ституционной инфляции в этих странах. Конституция принята, однако конституционно-правовые институты не действуют в пол­ной мере, что превращает саму конституцию в нечто несуществу­ющее: формально верные с точки зрения права положения лишь вводят в заблуждение, поскольку их предписания остаются нере­ализованными на практике либо реализованными частично, а сле­довательно, в искаженном виде. Такому использованию конститу­ции способствует частая смена режима. В результате в одной и той же стране может быть по нескольку конституций на протяжении всего периода ее независимого существования. За последние пол­века один раз поменяли конституцию такие страны, как Индия, Ливан и Сенегал. Пять конституций сменилось за этот же период в Египте, 12 принято в Сирии и Таиланде. В Боливии к началу 60-х гг. насчитывалось 20 перемен конституций.

Определяющий характер всему политическому режиму задает государственная власть, которая в некоторых регионах, прежде всего в Тропической Африке, выполняет нетипичные и непривыч­ные для европейского опыта функции, например посреднические и координационные, необходимые на периферийном уровне мест­ного самоуправления; эти функции становятся дополняющими функциями к уже привычным политическим (политико-идеологи­ческим и политико-организующим) и административным. При этом диктатура авторитарного вождя или партии-монополиста сильно деформирует весь конституционный ансамбль институтов, принци­пов и норм: военная диктатура нередко упраздняет их или сдер­живает их применение. Специфической движущей силой перемен

656

Часть П. Современная история

Тема 31. Развивающиеся страны

657

в Латинской Америке со временем становится не правящая поли­тическая олигархия и не военный правитель, а отдельные инсти­туты и организации, в частности армия, церковь, экономические группировки, профсоюзы и другие формализованные или массо­вые организации. Залогом сбалансированного и устойчивого функ­ционирования властных структур здесь явились раздельное осу­ществление государственных функций ветвями власти, равенство всех граждан перед законом, выборность и периодическая смена высших должностных лиц государства.

С распадом социалистического лагеря государств заметную интегрирующую роль среди развивающихся стран Азии и Афри­ки выполняет ислам, который в настоящее время стал, по неко­торым подсчетам, доминирующим идеологическим фактором в жизни почти 50 стран. Исламские общины имеются в 120 странах. В их число входит и Россия, где ислам исповедуют около 20 млн граждан.

Наконец, в организации государственной власти многих стран рассматриваемых регионов сохраняет свое значение общинный (родо-общинный) аспект. В ранг общины возводится нередко вся страна либо ее отдельные политико-территориальные единицы. Например, Афганистан как высшая племенная общность, как тра­диционная общность получил наименование Пол Джирга. Мадагас­кар в этой же роли был назван "социалистической и демократи­ческой общиной". Танзания (Объединенная Республика Танганьи­ки и Занзибара) получила название "уджаама", что в переводе означает "большая самоуправляющаяся община", которая рассмат­ривается в качестве зародыша африканского социализма.

Особую группу успешно модернизирующихся в политическом и промышленном отношении стран составили так называемые ази­атские тигры — Тайвань, Республика Корея, Сингапур и Таи­ланд. Позднее к ним присоединились также Малайзия, Филиппины и Индонезия. Эти страны относятся историками к разряду стран "запоздалой модернизации". Наиболее характерными особенностя­ми процессов промышленной и политической модернизации явля­ются значительная степень автономии наиболее мощных и разви­тых экономических предприятий и группировок и относительно слабый государственный контроль за их внутренней деятельностью (за исключением рыночной активности, за которой государство сохраняет жесткий контроль). Наименее развита деятельность профсоюзов и все, что на Западе связано с участием рабочих в управлении предприятием. Таким образом, между политической элитой и предпринимательским капиталом здесь произошло новое разделение труда, сильно отличающееся от государственного вме­шательства в экономику периода "великой депрессии" и "нового курса" Рузвельта в США.

Можно сказать, что каждая из стран, вступившая на путь независимого развития, вносит свой вклад в опыт модернизации и это становится особенно заметным при знакомстве с политической и правовой историей отдельных государств. Политические режимы в этой группе стран обычно характеризуются как переходные от традиционного феодального и религиозно-сплоченного к либераль­ному или национально-социалистическому режимам (в последнем случае — в духе арабского социализма, африканского социализма в Сенегале и Танзании и т. д.). С точки зрения способа осущест­вления власти, эти режимы выступают как авторитарные (в из­вестной мере, как бонапартистские, военно-бюрократические с участием и при поддержке армии), а также как плюралистичес­кие и представительно-демократические (Индия, Ливан, Турция) режимы.

Рассматриваемая группа стран демонстрирует различные ва­рианты модернизации, причем эта несхожесть определяется целым рядом внутренних и внешних обстоятельств, в том числе необхо­димостью обеспечивать назревшие потребности. В основе устрем­ленности к переменам лежит желание уйти от катастрофического развития событий и выработать стратегию устойчивого существо­вания. Общим направлением плодотворных перемен становится разрыв с авторитарной формой правления в пользу создания от­крытой и представительной формы правления.

Но поиск путей модернизации приводил к разным результа­там, нередко весьма драматического характера. Так, несостояв­шийся (неудавшийся) вариант имел место в случае ускоренной, но слабо подготовленной модернизации еще шахского Ирана. Эта модернизация завершилась провалом и "откатом" назад. Примени­тельно к Южной Корее можно говорить об удачной модернизации, осуществленной в относительно сжатые сроки (крушение автори­тарного режима произошло в 1987 г.). Более затяжной характер носит модернизация Филиппин, которая начала проводиться пос­ле падения авторитарного режима президента Маркоса в 1986 г. (перемен к лучшему не произошло, особенно в области снижения остроты социальных проблем, что является благоприятной почвой для политического радикализма). Южная Корея в этом смысле сумела создать высокоэффективную современную экономику и провести большой объем социальных преобразований, изменив тем самым традиционную ситуацию преобладания государственной бюрократии.

Для режимов с представительным правлением и политическим (партийным и религиозным) плюрализмом характерна особая чут­кость к возможностям достижения мира и согласия на основе ком­промисса заинтересованных групп или общин и продуманной сис­темы равновесия властей. В Ливане, где проживает множество

658