Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Часть II Современная история

ческий философ и аристократ А. де Токвиль, философ современного анархизма П.Ж. Прудон, писатель Виктор Гюго.

Временное правительство ушло в отставку, а на его место избрали исполнительную комиссию из пяти членов, куда вошли выдающийся парламентский оратор, поэт и историк А. Ламартин, редактор газеты А. Ледрю-Роллен, ученый Д Араго и др. По но­вой Конституции законодательная власть вручалась Законодатель­ному собранию, исполнительная — президенту. И депутаты и пре­зидент избирались на основе всеобщего (для мужчин) избиратель­ного права — с 21 года и с цензом оседлости не менее шести ме­сяцев. Право собственности включало право собственности на куп­ленные общественные должности. Богатые сограждане могли от­купить своих сыновей от службы в армии, поставляя в армию на­емников.

Конституция Второй республики от 4 ноября 1848 г. ничего не говорила о естественных правах и содержала множество деклара­тивных положений, например о "более свободном шествии по пути прогресса и цивилизации", "введении более справедливого распределения общественных повинностей и выгод" и т п. Провоз­глашалось также, что свобода, равенство и братство — это прин­ципы республики, а основа республики — это семья, труд, соб­ственность и общественный порядок Республика будет строиться без новых потрясений, а лишь "последовательным действием за­конов и учреждений", с тем чтобы "поднять граждан на новую сту­пень нравственности, просвещения и благосостояния". Республикан­ские правительственные учреждения состояли из президента, из­бираемого на четыре года, Национального собрания с трехлетни­ми полномочиями и Государственного совета, избираемого на шесть лет и наделяемого совещательными полномочиями при под­готовке законопроектов и незначительными контрольными функци­ями. Социальные мотивы конституционного закона венчало поло­жение" "Республика должна охранять личность гражданина, его семью, религию, собственность, труд и сделать доступным всякому образование, необходимое для каждого человека. Она должна пу­тем братской помощи обеспечить существование нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствующую их способнос­тям, или же поддерживая тех, которые не имеют родных и не в состоянии работать" (ст. 8 Вступления).

Избранный 10 декабря 1848 г. президентом Луи Бонапарт осу­ществил через три года военный переворот и 2 декабря провозгла­сил восстановление империи и ряд других новаций, которые за-\ тем были одобрены плебисцитом. В Конституции от 14 января! 1852г. президент, избираемый теперь уже на 10 лет, возвышал-) ся над всей пирамидой исполнительной власти и получал также \ возможность делать назначения в Государственный совет и восста-

Тема 22 Конституционная история Франции XIX—XX вв

487

новленный сенат, оставив избирателям только участие в форми­ровании третьего учреждения высшей власти — Законодательного корпуса. После реставрации империи президент уже председатель­ствует в сенате и Государственном совете.

Режим Второй империи. Луи Бонапарт, коронованный под именем Наполеона III (1808—1873), был третьим сыном голланд­ского короля Людовика Бонапарта. Добрый и щедрый по натуре, он рано и фанатично поверил в свое особое призвание и всюду де­монстрировал романтическое преклонение перед дядей и свою пре­данность наполеоновским идеям. В молодости он увлекался социа­листическими и демократическими идеями. Полагая, что рабочий класс следует сделать собственником, он носился с фантастическим планом создания государственных ферм, где будут поселены не­имущие (пролетарии). Затем его идеалом стало полицейское госу­дарство, контролирующее печать, суды и парламентские выборы. На военном поприще ему вначале сопутствовал успех — в Авст­рии, Китае, Японии, Сирии, Мексике. В 1866 г. Наполеон III не­дооценил значение войны Пруссии с Австрией, закончившейся бле­стящей победой его будущей погубительницы. Развязав авантюр­ную войну с Пруссией в 1870 г., он потерпел сокрушительное по­ражение под Седаном, попал в плен и был быстро низложен воз­мущенными соотечественниками.

Один из ощутимых итогов второго бонапартизма — создание централизованной правительственной власти с гораздо более ши­рокими полномочиями императора и превращение "вечных прав человека" в единственное право правителя — повелевать, а всех остальных — повиноваться. Наполеон III стал учредителем еще одной разновидности правительственной власти, именуемой обычно "бонапартистским режимом". Для режима Второй империи стало характерным подчинение основных рычагов власти — армии, по­лиции, администрации — императору. Вместе с тем этот режим, выглядевший, по отзыву Ф. Энгельса, "шайкой политических и финансовых авантюристов", способствовал спекуляции, промыш­ленному развитию и вообще невиданному до тех пор экономиче­скому подъему и обогащению всей буржуазии, что сопровождалось продажностью и массовым хищничеством лиц, группировавшихся вокруг императорского двора и извлекавших "крупный процент из этого обогащения".

Блестящий анализ уроков революции 1848 г. во Франции дан в работе К. Маркса "18 брюмера Луи Бонапарта". В ней тщатель­но охарактеризован момент социально-политической преемствен­ности и новизны в работе "государственной машины" Франции и в правительственной деятельности как таковой с ее соответствую­щим социальным составом (сословия, профессии, группы с их пра­вами, привилегиями и политическими устремленностями и домо-

488

Часть П. Современная история

гательствами) и внешней социальной средой (общество, громадная бюрократическая и военная организация, централизованная прави­тельственная власть и местные сепаратные власти).

Революция до 2 декабря 1851 г. закончила половину своей под­готовительной работы, пишет Маркс, она "довела до совершенства парламентскую власть", а затем стала доводить до совершенства власть исполнительную.

"Эта исполнительная власть с ее громадной бюрократической и военной организацией, с ее многосложной и искусственной го­сударственной машиной, с ее полумиллионной армией чиновников и полумиллионной же армией солдат, — этот ужасный организм-паразит, обвивающий, точно сетью, все тело французского об­щества и затыкающий все его поры, возник в эпоху самодержав­ной монархии, при упадке феодализма, упадке, который помогал ускорять. Господские привилегии земельных собственников и го­родов превратились в столь же многочисленные атрибуты госу­дарственной власти, феодальные сановники — в получающих жа­лованье чиновников, а пестрое собрание товарных образчиков, карта перекрещивающихся средневековых суверенных прав пре­вратилась в правильный план централизованной государственной власти, где господствует такое же разделение труда, как на фаб­рике".

Первая Французская революция должна была развить далее то, что было начато абсолютной монархией: централизацию, а вместе с тем объем, атрибуты и число прислужников правитель­ственной власти. Наполеон завершил эту государственную машину. Легитимная (1814 г.) и Июльская (1830 г.) монархии ничего не при­бавили, кроме большего разделения труда, увеличивавшегося по мере того, как разделение труда внутри гражданского общества создавало новые группы интересов, следовательно новые объек­ты государственного управления.

"Всякий общий интерес немедленно отрывался от обще­ства, вырывался из сферы самодеятельности общества, проти­вопоставлялся ему как высший, всеобщий интерес, выры­вался из сферы самодеятельности членов общества и делался предметом правительственной деятельности, — начиная с моста, школьного здания и коммунального имущества сельской общи­ны и кончая железными дорогами, национальным имуществом и государственными университетами Франции. Наконец, парламент­ская республика оказалась в своей борьбе против революции вы­нужденной усилить вместе с мерами репрессии, средства и цен­трализацию правительственной власти. Все перевороты усовер­шенствовали эту машину вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассмат­ривали захват этого огромного государственного здания как