Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Часть I. История права и государства в древности и в средние века

Тема 15. Средневековое право стран Европы

309

чИ феоды. Аллод существовал и на более высоких ступенях разви- • тия феодальных лично-зависимых отношений.

Следующая стадия сосуществования двух систем регулирова­ния — это признание и поощрение официальной судебной и ад­министративной практикой использования местных правовых обы­чаев для восполнения недостающих установлений в законах стра­ны. Такая позиция оказалась весьма благоприятной для деятельно­сти разъездных королевских судей в Англии, должность которых была учреждена в 1112 г. и получила затем дальнейшую уточнен­ную регламентацию при создании суда присяжных в период прав­ления Генриха II Плантагенета.

На следующей, третьей по счету стадии сосуществования этих систем королевский закон начинает ограничивать либо полностью упразднять те обычаи, которые воспринимаются законодателем как устаревшие либо вредные и несправедливые. Это происходит в период кодификации королевского законодательства. Очевидный пример такого подхода демонстрирует текст Каролины (1532 г.). Более скрытую и специфическую форму наступления на правовые обычаи представляют собой королевские жалованные грамоты го­родам, монастырям, отдельным сословиям и лицам, занимающимся торговлей и промыслами.

Королевская власть и законодательство

Развитие королевского законодательства во многом обуслов­лено возвышением королевской власти над иными разновидностями концентрации власти в средневековом обществе — власти сеньори­альной (феодально-поместной), городской, церковной, сословно-представительной и др. Общая тенденция эволюционных перемен в статусе и роли королевской власти и законодательного регулиро­вания может быть представлена как эволюция от сосуществования и конфронтации с другими партикулярными правовыми система­ми (обычным правом, церковным, городским, реципированным римским) к доминированию и господству (последнее становится характерным для королевских законов в условиях абсолютной мо­нархии).

На первых порах средневековые европейские монархи высту­пают инициаторами упорядочения и кодификации обычного права. Таковы Бургундская правда (494 г.), Салический закон (510 г.) и др В отдельных случаях запись обычного права совмещается с коро­левскими законодательными установлениями, положениями кано­нического права и заимствованиями из римского правоведения и законов: Бревиарий Алариха (506 г.), Кодекс вестготского короля Леовигильда (572 г.). Впоследствии обычное право входит состав-

ной частью в земское (местное) и ленное (феодально-поместное) право — в Кутюмах Бовези, Саксонском зерцале или в некоторых сборниках городского права, например в Уложении законов и обы­чаев (Constitutia legis et usus) г. Пизы 1161 г.

Весьма плодотворным фактором в деле развития королевского законодательства стало размежевание светской и церковной юрис­дикции (указ Вильгельма I Завоевателя 1072 г. о разделении свет­ских и церковных судов в Англии; закон Вильгельма II, короля Сицилии, о неподсудности духовенства светскому суду и о разре­шении всем свободным людям вступать в духовное сословие 1166 г.). Размежевание светской и церковной юрисдикции было поддержано и руководством католической церкви. Так, в 1147 г. папа Евгений III запретил духовным лицам участие в светском пра­восудии или подчинение ему. Церковь в 1215 г. выступила иници­атором запрета ордалий (судебных испытаний) как противоречащих учению церкви. В 1250 г. в связи с учреждением парижского пар­ламента в качестве судебной инстанции был введен запрет выне­сения судебного решения на основе боевого поединка тяжущихся сторон. Важным подспорьем в деле упрочения верховенства коро­левской власти и законов стала организация и деятельность адми­нистративных и судебных учреждений государства. Вполне опре­деленной была роль учреждений налоговых, судебных и админи­стративных, а также учреждений совещательных и сословно-пред-ставительных законодательных (парламент в Англии, генеральные штаты во Франции, кортесы — в Испании). Эти преобразования носили нередко серийный, комплексный характер. Таковы три се­рии королевских законов венгерского короля Ладислава (1077— 1095 гг.), реформы 1118 г. английского короля Генриха I или рефор­мы короля Сицилии Роджера П. Последний в 1112 г. создает кан­целярию казначейства, профессиональный королевский суд, дол­жность разъездных судей и низший разряд администраторов (бей­лифов).

Феодальное (поместное, ленное, манориальное) право

Феодализм как система зависимых лично-имущественных от­ношений составил основную форму социальной организации в сред­невековой Европе. Эта организация базировалась в основном на иерархии авторитета, власти, прав, где высшей ступенью соци­альной лестницы был монарх. В то же самое время сложная сеть взаимозависимостей и взаимовлияний связывала монарха, знать, нетитулованное мелкопоместное дворянство, свободных жителей (горожане и др.), крестьян и слуг. Важную роль в оформлении и упрочении этих лично-зависимых связей выполняло феодальное

310 Часть I. История права и государства в древности и в средние века

право, субъектами которого выступали господин (сеньор, лорд-манора, феодал, помещик) и его слуга (вассал, рыцарь, ленник, держатель фъефа и др.).

Таким образом, феодальное право предстает неким правом на наследуемую земельную собственность и на определенное число подвластных слуг (крестьян) и вассалов. Начальный этап обособле­ния такой собственности был связан с институтом аллода — пол­ным владением участком земли, выделенным поначалу семье в на­следственное держание, причем наследование его шло только по мужской линии и лишь позднее к нему были допущены женщины.

Следующей формой, тесно связанной с возникновением и уп­рочением вотчинного хозяйства, наиболее гибкой и широко рас­пространенной в Европе и далеко за ее пределами, стала пожа­лованная за различные услуги земельная собственность (бенефиций у франков, фъеф у англичан после нормандского вторжения, лен в княжествах и землях Германской империи, икта в исламизиро-ванных государствах Востока). Бенефиций (от лат. благодеяние) мог быть получен от короля, епископа и монастыря, позднее — от крупного феодала. В раннем средневековье он жаловался в пожиз­ненное пользование вассалу на условии несения военной и адми­нистративной службы. В церкви этим термином обозначалась осо­бая церковная должность и связанные с нею статьи дохода. Феод (от позднелат. Feodum) представлял собой наследственное земель­ное владение, пожалованное под условием несения службы (воен­ная служба — 40 дней в году, участие в управлении или суде) или уплаты установленных обычаем взносов.

Наиболее обременительной и неравноправной формой лич­но-зависимых отношений стала впоследствии коммендация (от commendatio — вручение себя) и тесно связанный с ней институт прекария. Под воздействием многих внешних факторов и обстоя­тельств и слабой защищенности от произвола и агрессии мелкие и разрозненные землевладельцы вынуждены были искать защиты и покровительства у лиц знатных, могущественных и состоятельных. Переход под покровительство оформлялся процедурой комменда­ции — "вручения себя" власти и покровительству сильного. Пос­ледним мог быть владелец крупного поместья-виллы, ставшего ос­новной хозяйственной единицей феодализированного общества, либо представителем государственной администрации на местах. Коммендирующийся в ответ на помощь и покровительство обещал служить и угождать своему покровителю и пребывать у него в послушании.

Прекарий (от precarium — переданный по просьбе) предпола­гал процедуру передачи во владение надела или небольшого по­местья сеньором или монастырем новому подвластному по его просьбе в обмен на обязательство несения традиционных повинно-