Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 31. Развивающиеся страны

653

ции и освобождения, каждый народ и каждая европейская держа­ва-метрополия имели свой специфический опыт колонизации и де­колонизации. Схематически историю развивающихся стран можно подразделить на три самостоятельных, но весьма различающихся по длительности и по связи с современной политикой периода: доколониальный, колониальный и послеколониальный.

Доколониальный период для отдельных стран приобретает весьма существенное значение, поскольку нередко напрямую свя­зывается с задачами возрождения национального величия и от­дельных культурных, прежде всего религиозно-культурных, тра­диций. Таков Египет с его родословной, насчитывающей свыше 5 тыс. лет, таков Ирак с такой же по времени родословной и еще с пятивековой (со времени хиджры) историей исламской культуры или Иран с 25 веками древней религии и культуры. Большая пре­емственность и постоянство наблюдаются в политических культу­рах стран Азии, испытавших влияние конфуцианства и буддизма.

Колониальный период стал периодом двойственных изменений: разрушения или деформации местных политических институтов и традиций (племенных, феодальных, религиозно-культурных) и одновременно приобщения к политическим идеям и институтам держав-метрополий, которые стали рецепироваться при помощи аппарата колониального управления и местной посреднической (компрадорской) буржуазии. Эти же процессы содействовали появ­лению первых политических организаций и партий. Так, например, Индийский национальный конгресс, ныне крупнейшая политичес­кая партия независимой Индии, возник в 1885 г. В Латинской Америке подобные объединения появились еще в первой полови­не XIX в.

С колониальным периодом связано начало законодательного регулирования не только в гражданской и карательной областях, но и в конституционной. В Индии первые конституционные акты были приняты в 1919 и 1935 гг. В Голландской Индонезии под воз­действием освободительного движения и деятельности националь­ной партии еще в 20-е гг. появляется представительное учрежде­ние — Народный совет. В борьбе за обретение политической само­стоятельности определенного успеха добиваются колонии с уцелев­шими структурами монархической организации государственного правления: Афганистан обретает независимость по договору 1921 г., Египет становится суверенной монархией в 1927 г., Ирак — в 1930 г.

На практику деколонизации большое влияние оказал способ управления подвластными территориями со стороны европейских метрополий. Он был относительно мягким в британских колониях, где к процессу управления привлекались местные властные струк­туры (племенные и феодальные правители с их аппаратом и тра-

654

Часть II. Современная история

дициями). Эта практика была впервые освоена в Индии и Нигерии усилиями генерал-губернатора лорда Лугарда еще в начале XX в. и получила затем широкое распространение под названием косвенного правления (indirect rule). Во французских колониях дей­ствовала система прямого правления, при которой все колониаль­ные чиновники и местные институты власти находились под же­стким централизованным контролем. Впоследствии такое различие в способах управления сильно сказалось на ходе и особенностях протекания освободительной борьбы: во французских колониях чаще практиковалась вооруженная борьба за независимость (дос­таточно напомнить о войнах во Вьетнаме и Алжире в 50—60-е гг.).

Политика колониальных держав в XX в. испытывает сильней­шее воздействие освободительных движений в колониях. Первой значительной коррекцией во взаимоотношениях колоний и метро­полии стал избранный Англией курс на признание за колониями прав на самоуправление. В 1919—1921 гг. статуса самоуправления (статуса доминиона) добивается Ирландия (за исключением север­ной ее части — Ольстера, где расположены шесть самых разви­тых ее территорий). В 1926 г. имперская конференция представи­телей колониальных территорий в Лондоне признает и официально закрепляет конституционное положение о том, что Англия и ее доминионы — это "автономные государственные единицы внутри Британской империи, равные по статусу и ни в каком отношении не подчиненные одна другой в своих внутренних и внешних делах, хотя они объединены общим подданством в качестве членов Бри­танского содружества наций" (British Commonwealth of Nations). В 1931 г. в связи с принятием Вестминстерского статута своеобра­зие конституционного содружества наций империи было истолко­вано как свободный союз сплоченных "общей верностью короне" наций, каждая из которых обладает отныне автономией в облас­ти законодательства; губернатор назначается здесь по совету пра­вительства доминиона и выполняет функции "назначенного для колонии монарха".

Таким образом, задолго до развала империи была найдена формула для поддержания сотрудничества и определенной предан­ности политическим и конституционно-правовым традициям коло­ниальных времен, суть которой передается названием преобразо­ванной империи — Британское Содружество Наций. Такого же рода меры были предприняты и в отношении французских колони­альных владений, которые в 1946 г. были объявлены входящими в так называемый Французский союз, состоящий из метрополии и заморских департаментов, таких, как Алжир, Гвиана, Гваделупа, и др. В 1958 г. Французский союз переименовывается во Француз­ское содружество, состоящее из метрополии и 17 колоний в Аф­рике, где с этого времени начинается череда референдумов о