Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 9. Древний Рим

179

сула были членами всего лишь пяти семей. К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород­ных).

Магистраты и эдикты. Магистратами в Риме называли раз­личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой­сками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по­мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик­тами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (алъбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета. Доску выставляли на видном месте, в Риме — на площади (форуме), чтобы с эдиктом можно было ознакомиться бо­лее внимательно.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера — юрисдикцией (iurisdictio) и империумом (imperium). Под юрисдикцией в данном случае разумелось личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по­средство судьи, который уполномочивался на это магистратом. Империум означал полноту высшей власти, предоставляемой ма­гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на­правленных на обеспечение общего блага (propter utilitam publicum). В силу такой полноты власти консул осуществлял одно­временно военную власть и юрисдикцию.

Самым важным различием между обладателями магистрат­ской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом. Обладание такой властью включало осуществление гаданий (ауспиций) и контроль за дру­гими аналогичными обрядами, которые имели большое социально-психологическое и политическое значение. Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.

Внешним атрибутом империума были фасции — розги, пере­вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро­вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас­ции и телохранители входили в атрибуты царской власти наряду с пурпурным плащом, золотой диадемой, скипетром с орлом и креслом из слоновой кости (курульное кресло). Затем телохрани­тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью. Все должности избирались на народном собрании, центуриатном или

180

Часть I. История права и государства в древности и в средние века

трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос­тей, признаваемых за этими собраниями. Практически все магис­траты избирались в должности сроком на один год, и только цен­зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти. С увеличением числа территорий, подвластных римской общине, полномочия некоторых носителей должностной власти стали продлеваться в видоизмененной форме. Например, консулы и преторы после окончания своих должностных полномо­чий в городе Риме получали затем назначение в провинцию с пол­номочиями проконсула или пропретора.

Каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес­печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос­тей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.

Все должности выстраивались в особой иерархической соот­несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто­ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих. Толь­ко цензор мог в своих действиях быть приостановлен решением другого цензора.

Все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо­ступными для малоимущих. И "уволить" их с должности до исте­чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ. Занятие должности в республике считалось большой честью, ока­занной народом данному носителю должностной власти (она была еще и "учительной" властью, недаром название ее происходит от слова "magister" — учитель). Чиновник мог получить компенсацию произведенных им затрат в том случае, если ему пришлось израс­ходовать на дела управления собственные средства. Установления магистратов правового назначения получили прозвание ius honorarium (право носителей почетной должностной власти). К этой же категории относилось и преторское право (в частности, претор-ские эдикты).

В том случае, если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от­ветственности. Основными чиновными персонами в республике были консулы, преторы, цензоры, эдилы и квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впослед­ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами: подбор и