Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Часть II. Современная история

себя Обществом друзей монархической конституции. От Якобин­ского клуба вначале отделилась группа фелъянов (по месту встреч в монастыре фельянов), которые ограничили свои цели принятием конституции. Затем в клубе стали заправлять жирондисты, защит­ники идеи верховенства власти народа по отношению к королев­ской власти. В оппозиции к ним пребывали монтаньяры (радикаль­ные республиканцы) во главе с Максимилианом Робеспьером, и эбертисты, сторонники Жака Эбера, выступавшие за еще более радикальную экономическую политику и дехристианизацию.

Расхождение между жирондистами, представителями зажи­точных слоев Западной и Южной Франции во главе с председате­лем внешнеполитического комитета Конвента Жаком Бриссо, и монтаньярами привело к гражданской войне. После прихода Робес­пьера в июле 1793 г. в Комитет общего спасения и преобразования его функций комитет стал фактическим правительством, подчинив себе министров, депутатов и генералов и став со временем глав­ным учреждением сверхцентрализованного и деспотического уп­равления внешними и внутренними делами республики.

Одним из организаторов революционного террора через по­средство революционного трибунала (чрезвычайного политического суда) стал Жорж Дантон. Еще в 1790 г. он вместе с Камиллом Де-муленом и Жаном Маратом основал клуб кордельеров, где объеди­нились радикалы-якобинцы. Человек неукротимого нрава и одарен­ный оратор, он выдвинулся в период активизации борьбы против врагов революции и враждебных европейских монархических дер­жав. В 1792 г. он стал министром юстиции, затем членом Комитета общего спасения. Впоследствии за призывы ослабить террор он был обвинен в связях с жирондистами и монархистами и осужден рево­люционным трибуналом. Когда его вели на казнь, он выкрикнул: "Робеспьер, я жду тебя". После устранения своих бывших соратни­ков — Дантона, Демулена и Эбера — руководитель революционного правительства Робеспьер еще больше ужесточил террор в Пари­же, сочетая добродетельный морализм с жестокой непримиримос­тью. В историю революции он вошел с прозвищем и авторитетом "не­подкупного". Вероятно, эта черта его нравственного облика послу­жила причиной искренней печали Н.М. Карамзина при известии о его насильственной смерти. Наполеон высказался о казни Робеспь­ера так: он казнен, но не осужден.

Жертвой террора становились и сами организаторы или вдох­новители революционного террора. Такой жертвой стал публицист Марат, которого заколола кинжалом 25-летняя Шарлотта де Кор­де д'Армон, посчитав его главным вдохновителем кровавого тер­рора в стране.

В ходе реализации очередных и перспективных задач револю­ционных преобразований якобинцы добились успеха в организации

Тема 21. Конституционная история Франции XVIII в.

471

обороны страны и подавлении крестьянского восстания в Вандее, западной части Франции. Они объявили впервые в истории всеоб­щую воинскую повинность и сумели объединить всенародное опол­чение с кадровым составом армии. Правительству пришлось иметь дело с саботажем набора в армию и налоговых платежей в крес­тьянских районах, а также в 60 департаментах из 83. В обеспече­ние столицы и других районов продовольствием якобинцы устано­вили декретом максимальные размеры жалованья и фиксирован­ные цены на продукты первой необходимости. Первыми такими ценами стали цены на хлеб. Однако эта мера оказалась недостаточ­ной, т.е. временной и малоэффективной.

В короткий срок после прихода к власти якобинцы приняли новую Конституцию и уточненную Декларацию прав. Конституция была оформлена в две недели и одобрена на референдуме (плебис­ците) 24 июня 1793 г. 2 млн участников из 7 млн, имевших право го­лоса. Конституция отвергла концепцию разделения властей, посколь­ку, по мнению Робеспьера, предполагаемое этой концепцией равно­весие властей может быть только химерой или бедствием (впослед­ствии этой аргументацией воспользуются в своих революционных программах русский анархист М.А. Бакунин и создатели "Коммуни­стического манифеста" К. Маркс и Ф. Энгельс).

Это разделение властей, по мнению Робеспьера, "сделало бы правительственную власть совершенно ничтожной или неизбежно привело бы к образованию направленного против народа союза двух соперничающих властей; ибо легко понять, что они предпочтут договориться между собою, чем апеллировать к суверену (народу) для того, чтобы он применял решение по собственному делу". В Англии, на пример которой ссылался Монтескье, практика такова, что "золото и монаршья власть постоянно склоняют чашу весов в одну и ту же сторону" (О Конституции. Речь от 5 мая 1793 г.).

В Конституции разделение властей трактовалось как разде­ление труда в деле осуществления властных полномочий с четкими границами и ответственностью. "Общественная гарантия (прав че­ловека) не может существовать, если пределы публичных функ­ций не будут четко определены законом и если ответственность каждого функционера не будет обеспечена" (ст. 24 Декларации прав человека и гражданина 1793 г.).

В противоположность федералистским намерениям жиронди­стов якобинцы провозгласили курс на централизацию и на закреп­ление единства страны, зафиксировав в первой статье положение о том, что "французская республика едина и неделима". Конститу­ция упразднила деление граждан на активных и пассивных, пре­доставив всеобщее и прямое избирательное право для мужского состава населения в возрасте 21 года. Законы должно принимать Законодательное собрание, но в особом порядке, сочетая предста-

472