Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Тема 29. Либерально-демократические страны

621

или повторения подобного опыта, причем главное внимание было уделено более тщательному регулированию деятельности полити­ческих партий (в частности, их организации, источникам финанси­рования, контролю за своевременной публичной отчетностью и др.), а также гарантиям против вторжения государственной власти в частную сферу жизни. Такие нормы и принципы были включены в конституции Италии, Франции, Германии и других стран.

Следующим важным направлением регулирования в ряде ев­ропейских конституций стало обозначение преемственной связи между новейшими текстами и положениями и предшествующим конституционным опытом: например, некоторые статьи Веймарской конституции 1919 г. были включены в текст Боннской конституции 1949 г. В Преамбуле к Французской конституции 1946 г. было объяв­лено, что Декларация прав человека и гражданина 1789 г. являет­ся составной частью текста этой конституции. В Преамбуле к Фран­цузской конституции 1958 г. также отмечено, что Декларация прав 1789 г. и Преамбула к конституции 1946 г., перечисляющая ряд но­вых прав человека и гражданина социального и социально-экономи­ческого характера, по-прежнему составляют неотъемлемую часть корпуса конституционного текста.

В послевоенных конституциях расширен классический набор свобод и прав гражданина — прав избирательных, свобод полити­ческих и религиозных, судебно-процедурных (равенство перед законом, презумпция невиновности и др.). К ним были добавлены право на труд, на равноправие мужчин и женщин, на объедине­ние в профсоюзы, на бесплатное образование, на уважение дос­тоинства человеческой личности и др. Во многом подобное расши­рение перечня прав стало возможным благодаря влиянию социал-демократических правительств и организаций, заручившихся под­держкой масс в осуществлении таких перемен.

Права, свободы и обязанности в либерально-демократическом (правовом) сообществе конца XX столетия обычно предстают как некая сумма (перечень, билль, совокупность) прав, которая может быть ограничена только по суду, а не по закону и не под воздей­ствием нравов и обычаев.

Первая группа прав относится к признанию и конституционно­му гарантированию личной свободы, пребывающей в некой гармо­нии с правом на "стремление к счастью", о котором напомнил Т. Джефферсон в Декларации независимости США и о котором раз­мышлял Аристотель с его толкованием (предвосхитившим джеф-ферсоновское) цели объединения людей в государство ("ради бла­гой и счастливой жизни").

Личная свобода предполагает необходимое гарантирование личной неприкосновенности, тайны личной жизни, свободы сове­сти, передвижения, выбора занятий и профессии и др.

Общественная свобода предстает совокупностью гражданских и политических прав и свобод, объединенных устремленностью к общему благу и соучастию в его достижении. Это право на учас­тие в суде, местном самоуправлении, свобода слова, подачи пети­ций, собраний и создания союзов. Сюда же можно отнести право на доступ к процессу принятия решений через посредство полити­ческих партий, всеобщее избирательное право, а также право формулировать специфические групповые требования и формиро­вать заинтересованные группы для этой цели.

Одна из новых общественных свобод (правда, новых толь­ко по формулировке) получила название "право на терпимость" (к чужим взглядам, верованиям, обыкновениям и т. д.). В студен­ческой среде американских учебных заведений лица, замеченные в подстрекательских речах и призывах (hate speeches), становят­ся подневольными (букв. — пленными) послушниками, обязанны­ми прослушать цикл культурно-просветительных бесед и просмот­реть соответствующие видеофильмы.

К этой же группе примыкают те права и свободы, которые в наибольшей степени гарантируют обеспечение личной и обществен­ной пользы в их переплетенности и неразрывности. Здесь право на собственность, сочетаемое с обязанностью пользоваться ею также и в интересах общего блага (впервые зафиксировано в Веймарской конституции 1919 г.), свобода торговли, свобода доступа к накоплен­ным культурным благам и ценностям, право на здоровую окружа­ющую среду обитания человека. Самым важным положением в этой группе прав следует считать требование к общественным и государ­ственным институтам "уважать человеческое достоинство" и таким образом поддерживать устремленность к обеспечению всех и каж­дого правом на достойное человека существование — право, кото­рое обеспечивается и защищается всем общественным, а не толь­ко государственным и политическим строем.

Многие новации в перечне и формулировках основных прав, свобод и обязанностей навеяны текстами международных пактов о правах человека и Всеобщей декларации прав человека Организа­ции Объединенных Наций (ООН) 1948 г. с последующими уточне­ниями и дополнениями. Типичный набор современного перечня прав и свобод содержится, например, в разд. 3 Конституции Венесуэлы 1960 г., где они перечисляются в такой последовательности: обязан­ности (уважать и защищать Родину и защищать интересы нации, соблюдать Конституцию и законы: участие в воинской службе, в покрытии государственных расходов и pp.)', личные права (неприкос­новенность права на жизнь, запрет смертной казни и ограничение срока лишения свободы 30 годами, право на защиту от посяга­тельств на честь, доброе имя и от вторжений в частную жизнь и др.); социальные права (государство будет покровительствовать ассоци­ациям, направленным на развитие человеческой личности, а также

622