Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебник-Всеобщая история права и гос.-Графский.doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
4.17 Mб
Скачать

Часть II. Современная история

Наполеона при истолковании терминов "владение" и "держание", где владение как господство над вещью с желанием обладать ею обозначено "владением для себя" (ст. 2230), а держание — как "владение для другого" (ст. 2231).

По германскому кодексу владение вещью наступает в силу фактического господства над вещью и прекращается, когда владе­лец "откажется от господства над вещью" (§ 856). Устранив воле­вой элемент в конструкции владения, германский законодатель значительно расширил круг владельцев и саму область владения. Теперь владельцами могли признаваться некоторые категории не­дееспособных (дети), обладатели владением на договорной основе (арендаторы, залогодержатели, хранители, пользователи). В ито­ге возникла конструкция "удвоенного владения" — непосредствен­ного владения и опосредованного владения (типичный пример по­следнего — арендатор или заимодатель).

Уложение не только расширило область владельческих прав, но и снабдило их широкой сферой защиты от "самоуправного за­хвата" и иных вариантов "порочного владения" (§ 859, 861, 862). Эта конструкция нацелена на защиту "спокойного владения" даже в том случае, если это будет неблагоприятным для непосредствен­ных законных владельцев — собственников земли (юнкерство) и собственников домостроений и др.

Владение вещью приобретается, согласно кодексу, "путем установления фактического господства над нею", причем владелец "может силой противиться запрещенному самоуправству" — путем | лишения владельца его владения помимо воли или путем воспре­пятствования владельцу в осуществлении владения.

Причинение вреда порождает обязанность возместить вред. Лицо, которое противоправными или небрежными действиями1 причинило вред жизни, телесной неприкосновенности или здоро­вью, повлиявший на здоровье, свободу, право собственности или какое-либо иное право другого лица, обязано возместить потер­певшему понесенные вследствие этого убытки. Аналогичные обя­занности несет тот, кто нарушил закон, направленный на защи­ту других лиц. Если по содержанию закона возможно его невинов­ное нарушение, то обязанность возмещения причиненного вреда возлагается только при наличии вины (§ 823, п. 1—2).

Брак и семья. Брак признавался светским правовым институ­том, хотя и с характерной оговоркой о том, что "церковные обязан­ности в отношении брака сохраняют силу независимо от постанов­лений этого раздела" Уложения (§ 1588). Возраст для вступления в брак был довольно высоким — 16 лет для женщин и 21 год для муж­чин (для последних этот же возраст был возрастом гражданского совершеннолетия, обретения гражданской дееспособности). Из числа обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, выделяется

Тема 24. Конституционная история Германии XIX в. 537

следующее: "Запрещается вступать в брак разведенному по прелю­бодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если по решению о разводе признано, что это прелюбодеяние послужило основанием к разводу" (§ 1312).

Развод признавался только при наличии особых обстоятельств (взаимного согласия супругов было недостаточно): злонамеренное оставление супруга, грубое нарушение созданных браком обязан­ностей (к этому разряду причислено "бесчестное и развратное поведение", которое глубоко расшатало супружеские отношения). Грубым нарушением считалось также жестокое обращение с суп­ругом. Столь жесткие требования к расторжению брака отчасти отражали устойчивость требований церковного протестантского права к браку и одновременно отвечали потребностям стабильно­сти и порядка, столь высоко ценимым в патриархальных кругах юнкерско-буржуазной Германии конца прошлого века.

Замужние женщины не были лишены дееспособности в иму­щественных делах, как это было сделано в отношении француз­ских женщин по Кодексу Наполеона. Напротив, имелась статья, которая наделяла замужнюю женщину правом "не подчиняться решению мужа, если оно представляется злоупотреблением со стороны мужа" (§ 13.54). Однако неравенство сохранялось в личных правоотношениях: муж был вправе прекратить действие юридичес­ких отношений, если "деятельность жены вредит интересам суп­ружеского союза" (§ 1357).

Кроме того, кодекс признал общим для всех браков режим общности имущества с правом мужа им пользоваться и управлять. По этой системе имущество жены, принадлежащее ей до брака или приобретенное ею во время брака, остается ее собственнос­тью, но находится в управлении и пользовании мужа. Это имуще­ство названо в кодексе особым термином "внесенное имущество" (§ 1363). Всего в кодексе имущественным правоотношениям супру­гов посвящено 200 параграфов.

В регулировании института родительской власти кодекс при­держивается того способа, который был сформулирован еще пан-дектным правом: воспитание детей и руководство ими являются правом родителей, а не преимущественным правом отца. Внебрач­ным детям, которых в обществе всегда было значительное коли­чество, был предоставлен статус законных детей только по отно­шению к матери и ее родственникам (§ 1705). Более затрудненным оказалось положение внебрачного ребенка по отношению к отцу: "незаконный ребенок и его отец не признаются состоящими в род­стве со всеми вытекающими юридическими последствиями" (§ 1589). Кодекс смягчал это положение возможностью для вне­брачного ребенка и его матери требовать содержания до достиже­ния 16-летнего возраста, причем содержание это должно было со-

538