Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 12. Кризис политической системы и эволюция государственной власти 289

ме. Об этом, как и о конституции и полномочиях Думы, в Ма­нифесте вообще ничего не сказано.

Однако последовавшие за изданием Манифеста изменения в системе государственной власти и управления позволяют опре­делить, в каком направлении развивалась политическая система России после революции 1905 — 1907 гг. Изменения касались прежде всего компетенции высших органов государственной вла­сти. Одновременно с изданием Манифеста последовало высочай­шее повеление графу С. Ю. Витте осуществить ряд мер, направ­ленных на объединение деятельности министров, положившее начало формированию первого в истории России самостоятель­ного правительства. Таковым стал реформированный рядом им­ператорских указов Совет министров, который превращался из нерегулярно созываемого органа в постоянно действующий выс­ший орган исполнительной власти с юридически установленны­ми функциями и полномочиями. С целью укрепления принципа министерской солидарности впервые вводилась должность пре­мьер-министра—главы правительства. 19 октября на эту долж­ность был назначен С. Ю. Витте.

Создавая обновленный Совет министров, центральная власть решала тем самым одну из самых острых проблем государствен­ного управления в России, связанную с отсутствием объединен­ного правительственного органа, обеспечивавшего единство в центральном и местном управлении. Эту проблему, как говори­лось ранее, безуспешно поднимали, начиная с П. А. Валуева, многие представители высшей бюрократии.

Однако создание объединенного правительства объяснялось не только и даже не столько тем, что власть осознала, наконец, необходимость обновления системы центрального управления. Эта акция верховной власти была непосредственно связана с объявленной Манифестом 17 октября подготовкой выборов в Государственную думу. Учредив законодательную Думу, верхов­ная власть должна была позаботиться о реорганизации исполни­тельной власти. При этом речь шла не столько о разделении властей, характерной для парламентского строя, сколько о стрем­лении создать в лице нового исполнительного органа, полностью зависевшего от императора, реальный противовес Государствен­ной думе. Указ 19 октября лишал главу правительства (председа­теля Совета министров) права подбирать и представлять импера­тору кандидатов на министерские посты, т. е. самостоятельно формировать правительство. Его полномочия в этой части были сведены только к обсуждению в Совете министров кандидатур на ту или иную должность в центральном и местном аппарате управления. Была также сохранена прежняя практика личных всеподданнейших докладов министров императору, хотя и огова-

290 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в.

ривалось, что содержание докладов министры должны были предварительно согласовывать с главой правительства.

Все это создало основу для будущих конфликтов между цар­ствующей особой и премьер-министром. По сути, первому пре­мьеру пришлось работать в весьма сложной обстановке, сталки­ваясь, с одной стороны, с растущей неприязнью к нему импера­тора, который не мог простить ему авторство Манифеста 17 октября и открыто называл своего премьер-министра «поли­тическим хамелеоном», с другой стороны — с недоверием либера­лов, отказавшихся войти в правительство. Серьезно осложняло положение правительства Витте вынужденное противостояние усилившемуся осенью 1905 г. революционному движению, а так­же возникшим в ходе революции Санкт-Петербургскому Совету, а затем и Московскому Советам рабочих депутатов. 14 апреля 1906 г., т. е. буквально за две недели до открытия I Государствен­ной думы, С. Ю. Витте вынужден был подать в отставку, что свидетельствовало об ослаблении позиций сторонников умерен­но-либеральных реформ и усилении консервативной составляю­щей во внутренней политике самодержавия.

В обстановке спада революционного движения весной 1906 г. наметился отход от положений Манифеста 17 октября. Первым шагом в этом направлении стала реорганизация Государственного совета, который преобразовывался в верхнюю палату российско­го парламента и наделялся равными с Государственной думой полномочиями. Этим актом власть создавала еще один реальный противовес народным представителям, низводя Думу вопреки по­ложениям Манифеста 17 октября на уровень нижней палаты. 20 февраля 1906 г. указом царя «Об изменении Учреждения Госу­дарственного совета и пересмотре Учреждения Государственной думы» и ряда других были закреплены изменения в компетенции и составе Государственного совета. Состав последнего увеличи­вался вдвое (с 98 до 196 человек) и становился наполовину вы­борным. Отныне наряду с назначаемыми императором чинами высшей бюрократии в Госсовете заседали выборные представите­ли от губернских земских учреждений, дворянских обществ и го­родских дум, Совета торговли и мануфактур, биржевых комите­тов, православного духовенства и творческой интеллигенции: крупным землевладельцам в обновленном Госсовете принадлежа­ло 74 места, представителям торгово-промышленного класса — 12 мест, православному духовенству и университетам — 6 мест.

Члены Государственного совета избирались на девять лет. Предусматривалось обновление одной трети верхней палаты че­рез каждые три года. Закон устанавливал высокие избирательные цензы для кандидатов в Государственный совет — возрастной (по достижении 40 лет) и образовательный (наличие высшего или среднего образования), что обеспечивало более высокий уровень