Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история ГУР, уч..doc
Скачиваний:
19
Добавлен:
09.11.2019
Размер:
3.46 Mб
Скачать

Глава 6. Становление российского самодержавия и сословного управления обществом 115

ков Святослава Ярославича), вели упорную междоусобную борьбу за великокняжеский владимирский стол. Добившись княжеского стола, князья оставались жить в своем уделе, присоединяя толь­ко к нему на время своего великого княжения территорию вели­кого княжества Владимирского со всеми его доходами и военны­ми силами. Таким образом, обладание Владимиром не только позволяло князьям укрепить свои позиции авторитетом «велико­го князя», но и открывало широкие возможности для материаль­ного обогащения. В то же время в условиях существующего в этот период удельного порядка занятие великокняжеского сто­ла определялось не только правом старшинства, как прежде, но и силой удельного князя, поэтому борьба за обладание Владими­ром шла в основном только между сильными удельными князья­ми. В начале XIV в. наряду с тверскими и рязанскими князьями в эту борьбу вступают и московские князья.

Как самостоятельный удел Московское княжество возникло в конце жизни Александра Невского (он был последним из ве­ликих князей, кто княжил по старинному обычаю в самом Вла­димире), разделившего между сыновьями свои земли. Первым князем в то время еще крошечного Московского княжества и основателем московской династии стал его младший сын Да­ниил Александрович. Как пишет С. Ф. Платонов, Даниил еще не владел ни Можайском, ни Клином, ни Дмитровом, ни Ко­ломной, а владел лишь ничтожным пространством между этими пунктами, по течению Москвы-реки. Это, однако, не помешало московским князьям включиться в тяжбу за великокняжеский владимирский стол. Положение младшего удела, обделенного многими привилегиями старших уделов, заставляло московских князей действовать решительно, часто используя любые средства для достижения своей цели. После смерти князя Даниила Алек­сандровича (1303 г.) начинается многолетняя борьба за великое княжение между тверскими и московскими князьями, превра­щавшаяся нередко в кровавую распрю. Эта борьба закончилась победой московского князя Ивана Калиты, утвердившегося в 1328 г. с помощью Орды (после подавления им вместе с татар­ским войском антиордынского восстания в Твери) на великокня­жеском владимирском престоле.

С этого времени титул великого князя владимирского навсе­гда остается за московскими князьями. Используя его, они не только укрепили позиции своей вотчины — Московского удела, но и значительно расширили его территорию. Начиная с Ивана Калиты, московские князья пользовались переданным им Ордой правом сбора дани со всей Руси и доставки ее в Орду, что также служило мощным средством роста экономического и финансово­го могущества московского княжества, расширения его террито­рии и установления контроля над другими княжествами. Иссле-

116 Раздел II. Становление Российской государственности

дователи называют и ряд других причин, способствовавших уси­лению Московского княжества. Одна из них — удобное серединное географическое положение московского региона, рас­полагавшегося между Киевской и Владимиро-Суздальской земля­ми, с одной стороны, Новгородом и Рязанским княжеством —с другой, что давало не только торговые, но и политические выго­ды Москве. По мнению С. М. Соловьева, митрополиты пересе­лились из Владимира в Москву, потому что считали необходи­мым находиться в центральном пункте между северными и юж­ными областями Руси. Кроме того, полнота власти московского князя соответствовала их представлениям о единодержавной вла­сти государя, вынесенным из Византии.

Неменьшее значение имели личностные качества московских князей, сумевших, по словам другого автора, сделать татар ору­дием для возвышения собственной власти. Само положение кня­зей, чье великое княжение зависело от воли и прихотей ханской власти, должно было развивать в них политическую ловкость и дипломатический такт, чтобы этим путем привлечь милость хана и сохранить великокняжеский престол. С. Ф. Платонов ука­зывает на политическую близорукость татар, которые не смогли своевременно заметить опасное для них усиление Московского княжества. Наконец, важную роль сыграло сочувствие политике московских князей со стороны основных слоев населения Мос­ковской Руси, которым были выгодны относительная стабиль­ность и отсутствие междоусобиц в Московском княжестве.

После окончательного устранения с политической арены при внуке Ивана Калиты Дмитрии Ивановиче Донском (1359—1389 гг.) основного соперника Москвы — Твери, также боровшейся за ге­гемонию в Северо-Восточной Руси, и особенно после победы на Куликовом поле в 1380 г., начинается новый этап в обществен­но-политическом развитии Руси: Московское княжество из удельного превращается в очевидный для всех центр консолида­ции и объединения русских земель. Дмитрий Донской, в правле­ние которого был возведен белокаменный кремль в Москве (1367 г.), впервые передал великое княжение своему сыну Васи­лию I без санкции Золотой Орды. Последовавшая вслед за этим длительная двадцатилетняя династическая война (1433—1453 гг.) закончилась победой московского князя Василия II Темного, поддержанного большинством населения Московской Руси, что свидетельствовало о необратимости процесса объединения Руси в единое государство под эгидой Москвы. Этот процесс был за­вершен во второй половине XV — начале XVI в. при Иване Ш (1462—1505 гг.) и Василии III (1505 — 1533 гг.), когда было обра­зовано единое Московское государство. Тогда же при Иване III после «стояния на реке Угре» в 1480 г. был положен конец про­должавшемуся два с половиной столетия монголо-татарскому игу.